https://www.saratovnews.ru/columnists/p … shi-glaza/
Светлана Микулина: Какого цвета ваши глаза?
В одной, вполне обыкновенной семье родилась на свет девочка с самыми удивительными на свете глазами. Они постоянно меняли цвет-когда ей хотелось смеяться становились голубыми, когда ощущала себя счастливой- синими, когда обретала высшую гармонию-небывало фиалковыми. Ну, а если сворачивала на дорогу грусти, то глаза вбирали в себя бледно-серый оттенок. Холодноватый оттенок северного неба.
На лугах, среди бабочек и берёз необыкновенные очи приобретали изумрудный цвет спокойствия и мудрости. Когда малышка шалила, в глазах вспыхивало золотисто- карее пламя. Ну а если девочка задумывалась о чём-то таинственном и неведомом взрослым - например, о ручьях, в которых умываются эльфы, то в глазах разливался неистово- чёрный, почти мистический оттенок. Глаза - бездна распахивались навстречу всем, кто смотрел в них в такие минуты…
Родителям девочки не то что не нравились её необыкновенные глаза, они их решительно раздражали, а подчас и пугали:
-У всех людей глаза как глаза, - ворчал отец девочки. -а у нашей- целый иллюзион на лице! Не по душе мне такая непонятность!
Отец девочки являлся уважаемым в городе нотариусом с обширной клиентурой. У него имелись солидное брюшко, круглый-под стать животу- счёт в банке и завидная привычка проводить отпуск на самых знаменитых курортах мира. Он часто-не без толики иронии, но добродушно (речь ведь шла о себе, любимом!) отзывался о собственной личности, что он, мол, не более, чем бумажный крыс. Обедал и ужинал «бумажный крыс» строго в одно и то же время и в одном и том же ресторанчике и больше всего на свете страшился странностей, подрывающих авторитет «солидного человека». Никаких особых странностей в его жизни, правда, и не происходило. Если, конечно, не считать дочь, для которой нотариус накупил целый десяток солнцезащитных очков- чтобы как можно меньше людей видели странные глаза его девочки.
- Не статусно это-цвет глаз так бесстыдно и бессистемно менять,-поддакивала нотариусу его жена, вполне симпатичная особа неопределённых лет, воплощение всех косметических новинок,- я вот тоже цвет глаз время от времени меняю, но всегда делаю это при помощи самых высококачественных брендовых линз и строго- продуманно-под новую сумочку, платье или драгоценности…А эта вздорная девчонка что хочет-то и творит! Не умеешь к одному цвету привыкнуть, как он, бац!-и другим становится! В глазах уже от такой радуги рябит! А может, когда она превратится в девушку, всё и нормализуется… само собой? Может, это только дети такие нелепые штуки откалывают?!
Многочисленные тётки, дядьки и прочие родственники почтенного нотариуса и его супруги-все поддерживали родительское неодобрение и даже негодование по поводу необычных глаз девочки. И только одна старенькая бабушка брала лицо девчушки в свои старые, натруженные руки и тихо шептала:
-Ты станешь великим поэтом, детонька моя. Или невероятной актрисой. Или умопомрачительным художником. Потому что именно они, художники смотрят на мир необыкновенными глазами.
Между тем, неугомонные родители малышки, желающие, чтобы всё было «по правильному», непрестанно водили и возили девочку по врачам и целителям-уж очень им хотелось избавиться от её диковинного дара, который и раздражал, и пугал их.
Ведущие офтальмологи привычно и деловито настраивали свои хитроумные медицинские приборы, вглядывались через многочисленные увеличители и лупы в радужку загадочной пациентки, менявшуюся прямо под их взглядами, изумлённо вскрикивали что-то по латыни и сосредоточенно перелистывали учёные книги. Они судорожно шуршали страницами самых древних фолиантов и самых новейших исследований, но ответа на странную загадку так и не появлялось. Шли годы. Девочка выросла и - бабушка оказалась права - начала создавать картины. О, что это оказались за чудесные полотна! Сиреневые олени бежали по розовым горам, зелёное солнце запутывалось в красных волосах женщины, почивавшей на облаках, гранат рос на настенных часах и большущая деревянная птица, совсем не похожая на кукушку, жившая в часах, сосредоточенно клевала рубиновые, гранатные зёрна.… Все, кто хоть однажды видел живописные творения девушки с разноцветным взглядом, восхищались и пугались ими примерно в равной степени. И было чего страшиться, было чем восхищаться, ведь созданные её рукой фигуры выглядели настолько объёмными, что почти выступали за край полотна! А цвет представлялся настолько жарким, что почти… обжигал!
Девушка работала неустанно. Она родилась художником, а значит, умела такое, что простым смертным явно не под силу. Например, несколькими движениями кисти она могла пересоздавать обыкновенных нищих, которых видела на улицах, на паперти церквей в гордых и торжественных волхвов, а неулыбчивые буки- дети превращались на её полотнах в печально-сосредоточенных ангелов. Ей было даровано вдыхать живой дух в неживое! На её холстах ей повиновался даже эфир, а так же легчайшие, невесомые слова, которые только что изрекли уста тех, кто позировал для её портретов. Она всегда добивалась на портретах пленительного сходства, таящего в себе толику …несходства: почти на всех портретах люди обнаруживали себя с такими небесными взорами, какими они были у них в детстве. Или такими, какими они становились, безумно влюбившись. Цвет и выражение глаз на портретах художницы очень редко совпадали с реальными глазами моделей, но люди если и не знали, то смутно догадывались: именно такими их глаза когда-то были! Или ещё будут. Если удастся приручить счастье!
Девушка работала очень и очень много, её дни нежданно перетекали в ночи, а утро приходило всегда так пугающе рано, что она страшилась бега времени. Ей всё чаще казалось: она не успевает создать что-то самое важное! И в конце концов огромный труд оказался вознаграждён-ей предложили сделать персональную выставку.
Персональная выставка-событие для каждого художника. Девушка с изменчивыми глазами подготовила для своей первой выставки сто холстов. Шарманщик, несущий на плече смеющегося попугая и ведущий на цепочке разноцветную, плачущую кошку. Девушка-кентавр, гарцующая на ладони некоего фантастического существа. Скрипач, вдохновенно играющий на уступе извергающегося вулкана. Люди-цветы, вальсирующие на балу цветов. Гадалка на кофе, живущая на дне синей фарфоровой чашки с короной из зёрен кофе. Каких только сюжетов она не представила на суд зрителей! На вернисаж прибыло много поклонников живописи, немало критиков и почти все они, увидев столь волшебные картины ужасно… рассердилось. Удивляться ни их растерянности, ни гневу не приходится, ведь необычное почти всегда сердит тривиальность и гневает посредственность.
На следующий день все газеты города, где жила девушка, вышли с саркастическими и жёлчными рецензиями. А в наиболее жестоких публикациях молодая художница и вовсе объявлялась «сумасшедшей экспериментаторшей, чьё воображение нуждается в немедленном и качественном обуздывании». Вы думаете, та, кого так прицельно уничтожали, расстроилась? Как бы не так! Не на ту напали! Она нарядилась в самую красивую одежду, устроила огромный костёр из газет с разгромными статьями и тут же, недалеко от костра создала новую картину, на которой изобразила грандиозный костёр…являвшийся пламенной юбкой танцовщицы, гигантской и очень красивой танцовщицы-великанши, вальсирующей на площади- среди серых и безликих маленьких людей со злыми и надменными лицами.
Конечно, внимательный наблюдатель обнаружил бы в глазах художницы слёзы, когда она работала над упомянутой картиной, но сама она наверняка сказала бы вам, что это просто дым от костра….Да, да, всего лишь едкий, режущий и увлажняющий глаза дым от костра!
Она давно уже ушла из родительского дома и жила в домике, который сняла за смешные деньги. Домик приютился у самого леса, и это оказалось как нельзя на руку художнице, ведь здесь её удивительные глаза теперь чаще всего блестели изумрудным блеском. Лес стал идеальной тропинкой к творчеству! По дому бродили три или четыре разноцветных кошки, которых она приютила. А за окном насвистывал песенку дрозд, который стал и её лучшим другом, и самым надёжным и мелодичным будильником. Заливалась по утрам эта милейшая пичуга, не хуже соловья!
Однажды в домик забрёл заблудившийся в лесу прохожий. Нет, нет, погасите ваши недоверчивые улыбки - он не был принцем, но являлся вполне преуспевающим мужчиной. Человеком, считавшим себя знатоком красоты.
Мужчина вошёл в домик художницы и очаровался картинами и, конечно, самой хозяйкой живописного мира. Незнакомец и художница начали встречаться. Мужчина оказался умён, красив, обходителен, красноречив и, самое главное, долгожданен. Говоря по совести, долгожданен был совсем не он, а любовь, образ которой он, словно лёгкий плащ, набросил на себя, но девушка не ведала о подобном, потому что глаза её с первой же встречи заполыхали фиолетовыми красками любви. Никогда, никогда её необыкновенные очи ещё не были столь прекрасны! «Волшебница с фиолетовыми глазами» - так звал художницу, влюбившейся в неё мужчина.
Очень скоро избранник нашей героини решил познакомить её со своими родителями. «Представить её родне», как сформулировал он сам. Девушка давно не появлялась в городе и потому изрядно волновалась, раздумывая, какой она отразится в глазах родных своего любимого. Как и подобает художнице, она до мельчайших деталей продумала свой облик. Решила, что на балетный лад- затянет на затылке свои пышные волосы и облачится в свои любимые серебристые туфельки и милое, но скромное белое платье. Красавица очень давно не подходила к зеркалам, поэтому не осознавала, что до фасона этого платья никому не было дела. Почему? Да потому что любой человек, увидевший художницу теперь, просто не замечал, во что она одета, очарованный фиалковым чудом её взора. Глаза художницы в последние месяцы сохраняли верность фиалковому великолепию и не меняли цвета, ведь она была абсолютно счастлива сутками напролёт. Счастье как высшая гармония жизни сопровождало её с утра до поздней ночи!
Наконец наступил день, когда она прибыла в большой и нарядный дом своего избранника. Многочисленная родня высыпала посмотреть на красавицу, о которой в таких превосходных выражениях повествовал всем и каждому молодой человек. Красавица их разочаровала, потому что вовсе не показалась красавицей! Она так скованно держалась, так невыразительно выглядела в своём простеньком платьице и симпатичных, но старомодных туфельках, словно позаимствованных у диснеевской принцессы! А самое главное у неё вовсе не было тех фантастических сиреневых глаз, которыми так восторгался молодой человек!
Дурнушка! Простушка! Провинциалка! Подделка! Эти слова звучали повсеместно. Гадкий шепоток сопровождал каждый шаг, комментировал любое движение бедняжки… Наивные люди и не подозревали, с каким земным чудом свела их судьба! Девушка не умела создавать себе цвет глаз по желанию -она была счастлива, она любила-и глаза цвели фиалками. Она почувствовала себя в доме любимого человека жестоко осмеянной, и- как назло-её избранника не оказалось рядом, чтобы поддержать и утешить её. Он находился где-то среди родни, и чувство покинутости поселилось в ней ещё сильнее и, разумеется, мгновенно и точно отразилось в глазах, влило в волшебную сирень трагизм серого цвета.
Когда возлюбленный, наконец, подошёл к ней, она настолько устала, что у неё не осталось сил даже обрадоваться ему.
-Какая-то ты стала…другая, - отчуждённо бросил мужчина.-И вовсе не такая красивая, как раньше.-Он пристально и разочарованно рассматривал её черты.- Постой, ну и бледные, ну и невнятные у тебя глаза! Похоже, ты всегда носила контактные линзы, чтобы произвести соответсвующее впечатление, а я то, дурак, решил: ты - настоящая.
-Я настоящая! - пробовала уверить его красавица.
Но он непреклонно стоял на своём:
-Знать тебя больше не желаю! Ты – фальшивка из фальшивок!
Эта фраза лишила её последних сил. Девушка с изменчивыми глазами вернулась в свой крошечный домик и села у зеркала. Ей никогда ещё не хотелось сделать собственный автопортрет. Не исключено, что подобное не приходило ей в голову потому, что её всегда интересовало другое- обличья облаков и цветов, портреты старинных подсвечников и свечек каштанов, наконец, лица других людей. А сейчас, в горчайшие мгновения жизни она начала решительно запоминать своё отрешённое, словно разбившееся на сотни осколков, безутешно-трагичное лицо. Серый цвет у сероглазых людей всегда переменчив - он то мерцает голубоватыми искрами родительской нежности, то отдаёт в решительный стальной оттенок, то разбавляется бирюзой эмоций, то напоминает благородный серый бархат, свидетельствуя этим о вдохновении своих владельцев. У нашей же героини глаза приобрели мертвенно-серый, грязно-пасмурный, тоскливый-претоскливый цвет и-что самое опасное- она вовсе не хотела его менять! Словно под воздействием мрачных чар, художница создавала свои бесчисленные автопортреты-маслом, гуашью, темперой, карандашом. Она увеличивала грусть, множа свою беду и одиночество на холстах!
Трагичные автопортреты заменяли ей зеркала -каждое утро она бросала в них взор и становилась ещё печальнее, ещё сиротливее душевно.
Её верный друг маленький дрозд забросил петь песенки и каждый день приносил ей в клюве хотя бы несколько цветков-с надеждой, что девушка обратит свой взгляд на цветение жизни и перестанет запечатлевать себя - ТАКУЮ.
Кошки мурзились и хватали свою хозяйку зубами за подол её длинных цветных юбок, стараясь увести её от холста и вернуть в мир, где деревья шуршат свои простодушные сказки. Но… Всё было бессмысленным! Девушка приговорила себя к бесцветности, а значит - неизбежному умиранию. Она не хотела больше жить и чувствовать как художник! Однажды она вышла из своего убежища и побрела туда, где когда-то родилась-в дом, где все восемнадцать лет своей жизни всегда и для всех оставалась странным, раздражающим, пугающим никем.
Родители изумились, разглядев тускло-серый цвет её глаз -они никогда не видели настолько безучастные глаза у своей дочери раньше. Это были глаза - Осень, глаза- Дождь, глаза-Беда. Увидев такие глаза, отец с матерью сначала вознамерились ругаться: девчонка явно впала в депрессию, связалась неизвестно с кем! Однако, осознав, что волшебные глаза впервые за всю жизнь их дочери не меняют цвет, они ужасно, прямо-таки невероятно обрадовались! Возликовали! Ну и бог с ним, что цвет не эффектный, бледный и страшно унылый - зато постоянный! Неизменный! Вся родня девушки, извещённая её родителями, тоже ликовала: со злополучной патологией, которая, как казалось им, позорила всю семью, весь их клан, покончено! По этому поводу семья девушки закатила грандиозный банкет в одном из лучших ресторанов города! Папаша-нотариус расстарался: он не только заказал щедрое и роскошное меню, но и первоклассных оркестрантов нанял. Гостей прибыло видимо-невидимо. Некоторым из них, в особенности дальним родственникам, говоря по совести, не было дела до девушки -они прибыли лишь для того, чтобы весело и вкусно провести вечер! Всласть полакомиться деликатесами, потанцевать, пофлиртовать, позлословить о знакомых и малознакомых-вот и всё, что им хотелось! Но ближайшие родственники и друзья семьи вполне осознавали важность происходящего, и потому с большой готовностью и даже неподдельной страстью поднимали бокалы с шампанским и провозглашали тосты, самым популярным из которых был: «За неизменность взгляда на мир!». При этом тостующие пялились на доченьку нотариуса столь насмешливо и бесцеремонно, что слёзы закипали в её безнадёжно печальных глазах. И лишь совсем дряхлая от прожитых лет бабушка, взяв, как и много лет назад, лицо повзрослевшей внучки в ладони, тихо прошептала ей:
-Беги отсюда, милая! Беги- настолько быстро, насколько можешь бежать…
И девушка вернулась в свой домик-мастерскую у леса. Она вернулась, но мир вокруг обесцветился: тусклые облака плыли по небу, пожухшая трава тёрлась о щиколотки. И только верный дрозд - как и в прежние времена, начал петь ей весёлую, цветную песенку. А разноцветные кошки ластились у ног. Девушке казалось, что она уже никогда не сможет стать прежней. Но совершенно напрасно ей так казалось! Она ведь родилась художником, а значит, человеком, которому подвластен мир. Тот, кто повелевает миром, уж как-нибудь справится с бурями собственной души, тем более, если вспомнит простую истину: Бог спешит на помощь ко всем страждущим, но к художникам он питает особую приязнь. Как Творец-к Творцам. И, наверное, именно поэтому героиня этой истории очень скоро нашла в лесу выпавшего из гнезда птенца, и начала терпеливо и любовно выхаживать его. И глаза её - мало помалу-начали менять цвет. Из тусклых серых они стали сначала ярко-серыми, а потом и нежно- голубыми, с бирюзовыми всполохами в них.
В день, когда девушка выпустила из окна вылеченную ею пичугу, глаза стали уже синими. А потом её поманил к себе холст, и она стала работать. Много и страстно- как в прежние времена.
Автору неведомо, сколько приключений и злоключений, радости и беды, нежности и горечи, выпало на хрупкие плечи девушки впоследствии. Мне известно только то, что наверняка знаете и вы: холсты, подписанные девушкой с изменчивыми глазами, уезжали, улетали и уплывали в Старый и Новый Свет. В мире работы этого Мастера нарасхват. И удивляться подобному не приходится - она ведь родилась, чтобы привнести в наш мир красоту. Была ли счастлива она сама? Бог весть. Художники - почти всегда не вполне люди. Это - больше, чем люди. Это те избранные, кто превращают мгновения в вечность и похищают у Богов бессмертие. Художники это маги, сумасбродно обращающие ход времени вспять. Да, именно так, ведь картины - едва ли не самое убедительное и весомое доказательство того, как люди любили и молились, танцевали и злословили, ели и пели песни, украшали себя и целовали своих детей.
Одним словом, самая талантливая живопись это многоголосый монолог о том, как наши предки жили и умирали в четырнадцатом, в шестнадцатом или в восемнадцатом веке. В двадцатом и в особенности двадцать первом веке миром завладела мания фотографии. Фотографируют все и вся-каждый из живущих так и норовит запечатлеть для потомков день, час месяц своего бытия. Фотография- кто бы возражал-вещь прекрасная. Но разве она - при всём своём максимальном документализме расскажет, как с вами, малышом трёх лет от роду, разговаривали ангелы и что в нише под столом живёт домовой?! Нет, тысячу раз нет-подобное-удел художников и именно поэтому, время от времени на земле рождаются странные и удивительные люди с переменчивыми глазами и невероятно чуткими душами. Запомните, пожалуйста, одно нехитрое правило: чем переменчивее глаза, чем больше ощущений, эмоций, красок вбирает в себя ваш взор -тем сложнее и одновременно пленительнее владельцу таких глаз жить на свете.
Кстати, а ваши глаза часто меняют цвет? И меняются ли глаза других-при виде вас?