Пробуждение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лембас

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

О ЛЕМБАСЕ (Из "Утраченных сказаний")

Относительно связи этой краткой работы, существующей в единственной рукописи, с текстом "Dangweth Pengolodh" см. стр. 395. Это текст, красиво написанный на двух страницах, в том же стиле, что и красивая рукопись "Dangweth", которой он сопутствует, но не того же качества и на тонкой бумаге. В начале отец сделал несколько иллюминаций красной шариковой ручкой, и той же ручкой написал вверху первой страницы, над заглавием "О лембасе": "'Mana i-coimas in-Eldaron?' maquente Elendil" (тот же вопрос, что и на картонной папке, в которой лежали оба текста, стр. 395). В то же время он добавил кавычки в начале и в конце текста, показывая, что это - ответ Пенголода на вопрос Эльфвине "что такое коймас эльдар?". Представляется возможным, что эти дополнения шариковой ручкой были сделаны позднее, чтобы превратить текст во фрагмент "Dangweth"; но в любом случае нет никаких свидетельств о его датировке, помимо промежутка между 1951 и 1959 годами (стр. 395).
О Лембасе
"Пищу сию лишь эльдар умели приготовить. Была она создана для удобства тех, кто имеет нужду отправляться в долгий путь по диким местам, или же для раненых, чья жизнь в опасности. Им одним позволено было вкушать ее. Не давали ее эльдар людям, кроме лишь нескольких любимых ими, если те были в большой нужде *.
Говорят эльдар, что впервые получили они пищу сию от Валар в начале дней Великого Похода. Ибо была она изготовлена из сорта зерна, что взрастила Йаванна в полях Амана, и сколько-то послала она им, передав с Оромэ, дабы помочь им в долгом пути.
Поскольку исходил он от Йаванны, королева, или высочайшая из эльфийских жен любого народа, великого или малого, имела хранить и даровать лембас, по сей причине звалась она massaanie или besain: Леди, или дающая хлеб [1].
Так, зерно сие имело в себе силу жизни Амана, кою могло отдать тем, что имели нужду и право вкушать хлеб. Будучи высеяно в любое время года, кроме лишь морозной зимы, вкоре прорастало оно и росло быстро, хоть и не разрасталось в тени растений Средиземья и не вынесло бы ветров, веявших с севера, покуда Моргот обитал там. В остальном же нуждалось оно лишь в малой толике солнечного света, чтобы созреть; ибо поднималось быстро и умножалось силой любого света, падавшего на него.
Эльдар растили его в хранимых землях и на залитых солнцем полянах; и собирали его огромные золотые колосья, по одному, руками, и не касались его металлическим острием. Подобным же образом и белые стебли его вырывались из земли, и сплетались в соломенные корзины [2], дабы хранить в них зерна: ни червь какой, ни зверь точащий не коснулся бы той блестящей соломы, и гниль, и плесень, и другие беды Средиземья не нападали на нее.
От колоса до запечатывания не было дозволено никому касаться зерна сего, кроме лишь эльфийских жен, что звались Yavannildi (или, на языке синдар, Ivonwin) [3], девы Йаванны; и искусство приготовлять лембас, коему научились они от Валар, было средь них тайной, и так и осталось навек".
Lembas - это синдаринское название, происходит оно от более древней формы lenn-mbas - "хлеб странствия". На квэнья он чаще всего назывался coimas, что означает "хлеб жизни" [4].
Quende Quengoldo.

* То было так не из-за жадности или недоверия, хотя никогда в Средиземье не было больших запасов пищи сей; но потому, что эльдар было приказано хранить сей дар в своей власти, и не делать его обычным для живущих в смертных землях. Ибо сказано, что, буде смертные станут часто вкушать хлеб сей, утомятся они смертностью своей, и пожелают оставаться среди эльфов, и повлечет их к полям Амана, в кои не могут они прийти.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] В истории о Турине сказано о том, что Мелиан подарила лембас Белегу Лучнику ("Сильмариллион", стр. 202), и что он был "завернут в серебряные листья, и нити, которыми он был обвязан, запечатаны были на узле гербом королевы, печатью из белого воска в форме одного цветка Тельпериона; ибо согласно обычаям эльдалиэ право храненить и даровать лембас принадлежало одной лишь королеве. Ничем не оказала Мелиан Турину честь более великую, чем этим даром; ибо эльдар никогда прежде не позволяли людям вкушать сей дорожный хлеб, и редко то повторялось впредь". С "massaanie или besain" ср. статью в "Этимологиях", V.372, о корне MBAS - "месить": квэнийское masta, нолдоринское bast - "хлеб"; также слова lembas, coimas, объясненные в конце этого текста как "хлеб странствия" и "хлеб жизни". Над ain в слове besain тонко надписано карандашом oneth, т. е. besoneth. Используя здесь слово lady ("леди"), отец, несомненно, имел ввиду его происхождение от староанглийского hloef-dige, первый элемент которого - hlaf (современное английское loaf ("каравай")) с изменившейся гласной, а второй - производное от корня dig- - "месить" (к которому несомненно имеет отношение слово dough (тесто)); ср. lord (лорд) от hlaf-weard "хранитель хлеба".
[2] [Здесь Кристофер Толкин объясняет значение английских слов haulm - "солома, стебли" и диалектного corn-leep - "соломенная корзина" (от староанглийского leap. - Прим. переводчика.]
[3] Ivonwin: нолдоринская (т. е. в более поздних работах - синдаринская) форма имени Йаванны Ivann появляется в "Этимологиях", V.399, под корнем YAB - "плод".
[4] Это было написано в то же время, что и остальная рукопись, но печатными буквами, и не было включено в кавычки, добавленные в текст позже. Слова "Quente Quengoldo" ("Се рек Пенголод") также принадлежат к тому же времени написания.

2

Мне вот интересно, почему людям коимас давался лишь в самых крайних случаях? Видимо, каким-то образом он оказывался несовместим с человеческой биологией или энергетикой. А это, в свою очередь говорит о том, что люди и эльфы отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем это кажется на первый взгляд.

3

Конечно! Физиология совсем другая. Даже двигатели у машин к разному типу бензина приспособлены, что уж тут говорить о людях и эльфах :))))))

4

Если учитывать, что  лембас могли дать  только  больным либо  странствующим, то  вполне может статься, что  это   мощная энергосодержащая субстанция, которая способна помочь больному выкарабкаться, а путнику  - добраться до  цели. Получается своего рода энергетическая "бомба".   В таком случае, если обмен веществ у людей и эльфов разный, и эльфы при этом способны  работать с более мощной энергетикой, то  человек от  такой "накачки" может просто  сгореть, либо при длительном использовании таких  продуктов "подсесть " на них.

5

Да, скорее всего, что так. Вообще, интересно, возможно ли сейчас изготовить коимас (лембас)? Загвоздка вся только в зерне. А так... можно высадить немного, собрать, не используя металл...

6

Amarie написал(а):

Да, скорее всего, что так. Вообще, интересно, возможно ли сейчас изготовить коимас (лембас)? Загвоздка вся только в зерне. А так... можно высадить немного, собрать, не используя металл...

Нет, мне кажется, не всё так просто. Мне кажется, эльфы часть своей энергии вкладывали в этот хлеб, когда пекли - она и поддерживала потом странников так долго. Что-то типа орехов колы :)) А как её вложить - мы ж не знаем...

7

А лембас был пресным?  Не исключено, что в тесто  в процессе приготовления что-нибудь добавляли...

8

Да, это так. Вы правы. Лембас можно испечь "живым" то есть дарующим выздоравление и исцеление. И есть способы это сделать, вот только тот, кто его печет должен быть очень высокоорганизован и сознательно перегнать жизненные силы в данное изделие. Вложить в него жизнь. А рецепт данных лембасов может быть довольно простым.

9

Почему вы решили, что эльфы вкладывали в лембас жизнь?Зерна с самого начала были необычными, для того они были созданы. А людям не давали, чтобы они не стремились к бессмертию и в Аман. Это же все написано в статье

10

Лестар написал(а):

Да, это так. Вы правы. Лембас можно испечь "живым" то есть дарующим выздоравление и исцеление. И есть способы это сделать, вот только тот, кто его печет должен быть очень высокоорганизован и сознательно перегнать жизненные силы в данное изделие. Вложить в него жизнь. А рецепт данных лембасов может быть довольно простым.

Я тоже так думаю. Даже бутерброд из засохшего хлеба со шпротами, приготовленный с радостью и любовью будет очень вкусным и "живым". А навороченное блюдо из свежайших продуктов может оказаться несъедобным или загнать в уборную на несколько часов, если его готовить с мыслью "Как вы мне осточертели, провалитесь вы все!"

Lindanaro написал(а):

Эльдар растили его в хранимых землях и на залитых солнцем полянах; и собирали его огромные золотые колосья, по одному, руками, и не касались его металлическим острием

Это правила сбора всех целебных трав, и травники, которые сейчас этим занимаются, скажут то же самое. В определенное время, в белых одеждах, отщипывают по листочку, по ягодке, либо аккруратно вынимают из земли, все делается руками и не дай Бог поднести к растению нож или другой острый предмет, либо грубо ободрать, повредив растение. Тогда растение лишится целебной силы и использовать его будет бесполезно.

11

Амандил написал(а):

Почему вы решили, что эльфы вкладывали в лембас жизнь?Зерна с самого начала были необычными, для того они были созданы. А людям не давали, чтобы они не стремились к бессмертию и в Аман. Это же все написано в статье

Скажите, уважаемый Амандил, вы готовить еду умеете? Вы готовите какие-то блюда? Бывает такое вообще или кулинарии ваши руки не касаются? Если вы готовите еду достаточно часто, то тогда вам известно, что еду можно приготовить по разному. Я не буду сейчас вдаваться в долгие описания и рассказы про то что еда и еда это разные вещи. Это сделала замечательно Finderussa и я с ней согласен. Зерна зернами, колосья колосьями, но есть еще и нечно малоуловимое, то что придает обычной еде полезных  свойств.
Взгляд на вещи и на мир у всех разный, есть ли смысл пытаться увидеть невидимое чужими глазами?

12

Finderussa написал(а):

Это правила сбора всех целебных трав, и травники, которые сейчас этим занимаются, скажут то же самое. В определенное время, в белых одеждах, отщипывают по листочку, по ягодке, либо аккруратно вынимают из земли, все делается руками и не дай Бог поднести к растению нож или другой острый предмет, либо грубо ободрать, повредив растение. Тогда растение лишится целебной силы и использовать его будет бесполезно.

Тогда становится понятным, почему от  лекарственных  трав, собранных или обработанных промышленным способом порой никакого  толку.....

13

Да. многие растения вообще потеряли силу изза искажений, внесенных людьми.

14

Finderussa написал(а):

Да. многие растения вообще потеряли силу изза искажений, внесенных людьми.

Хм.. простите великодушно, но вы уверены? :))) кто потерял? Растения потеряли силу? Вы их собирали и пользовали? Могу сказать, что с ними все до сих пор в порядке.
А что до искажения то его нет. Так что не надо на бедных людей валить вину. Все в порядке. Есть конечно некоторая попа с миром, но тут беда не только в людях.

15

Лестар написал(а):

Хм.. простите великодушно, но вы уверены? )) кто потерял? Растения потеряли силу? Вы их собирали и пользовали? Могу сказать, что с ними все до сих пор в порядке.
А что до искажения то его нет. Так что не надо на бедных людей валить вину. Все в порядке. Есть конечно некоторая попа с миром, но тут беда не только в людях.

Да, я с ними работала, потому и говорю. Пример - алоэ. Оно целебной силы, увы, уже не имеет. Таких немного, но есть. А происходит это, когда растение не берут аккуратно, а грубо и безжалостно срезают, или нарушают правила сбора. Растения - это создания, не созданные для потребительских целей живущих, они имеют духовную силу, и такая вещь как "страх" им тоже не чужда. Поэтому когда кто-то подлетает к ним с ножом - на своем уровне они это чувствуют. И пользы это не добавляет. С ними надо взаимодействовать по принципу сотрудничества и сотворчества, с благодарностью принимать дары, а не юзать их, как в голову придет.
Я вот это имела в виду.

На людей я ничего не валю. Им тоже достается, и задачи перед ними стоят масштабные. В том числе и по устранению "попы", омрачающей существование мира. Все вернутся к свету и все будет хорошо. А пока... Есть над чем работать.

16

Finderussa написал(а):

С ними надо взаимодействовать по принципу сотрудничества и сотворчества

Finderussa, вы говорите очень важные вещи. То, что мы и в других дискуссиях обсуждали - важно, что всё, чего коснётся наша энергетика, несёт её след. Поэтому касаться чего-либо - очень большая ответственность, для тех, кто понимает. Люди используют, но есть люди, которые сотрудничают. У них - другие силы, и другая энергетика. Есть эльфы, которые сотворят и поют всему живому, и ножами в лесу не размахивают...

17

Люди используют, но есть люди, которые сотрудничают.

Одно дело впереться на поляну на машине, накосить лечебной травы, расфасовать и продать на базаре. Другое - прийти, не торопясь обойти все места, послушать. как они на тебя реагируют, самому посмотреть, нарезать столько сколько надо для себя и близких и поблагодарив уйти. Всё от человека зависит. Как там, не помню дословно, "Лучше пресная лепёшка и при ней любовь, нежели тучный бык и при нём ненависть".

18

Avari написал(а):

всё, чего коснётся наша энергетика, несёт её след. Поэтому касаться чего-либо - очень большая ответственность, для тех, кто понимает.

именно так... В Ведах написано что прикосновение передает судьбу. А что касается пищи, мы полностью забираем силу судьбы того, что едим.

Я думаю лембас можно испечь. Если вырастить пшеницу самому в чистом благостном месте, каждому росточку радоваться. Вроде сажать даже нужно в отдельные ямки и в каждую слюны своей добавить. :-) Если все с начала и до конца сделать с любовью...

19

Lorien написал(а):

Вроде сажать даже нужно в отдельные ямки и в каждую слюны своей добавить.  Если все с начала и до конца сделать с любовью...

С люббовью и душой всё надо делать, если хочешь, чтобы было оно прекрасным. Только плеваться в ямки зачем  :) ?

20

Я предпочитаю не слюну, а дыхание. Подышать на зерна и согреть в ладонях. К тому же мне кажется, что дыхание более живительно. Но это мои личные пристрастия.

21

Nermindil чтобы семичку "настроить" своей силой любви. Тогда прорастет правильно, и тебя узнавать будет.

22

Lorien написал(а):

Тогда прорастет правильно, и тебя узнавать будет.

Протянет ручки и скажет "папа!")))

Если интересно - нашел я такой рецептец. Судя по составу - энергии получить можно и впрямь серьезно)
http://i064.radikal.ru/0908/91/34ce236ef8cat.jpg
Склонен считать, что в принципе он близок к тому, что существовал в Арде, с той лишь разницей, что узнающая пахарей травка вставляет кормит лучше)

23

Воот, на ленивого охотника заяц сам выскочит. Спасибо, утащила к себе :)

24

Калорийный какой!   :huh:
И углеводы есть медленно усваиваемые, т.е. должно все работать.

Отредактировано Nenriel (2009-08-11 13:22:07)

25

Nenriel написал(а):

Калорийный какой!   :huh:
И углеводы есть медленно усваиваемые, т.е. должно все работать.

Именно что)) По логике, мне кажется, пары таких печенюшек и впрямь на сутки за глаза хватит. Правда, лично у меня бы филейная часть слиплась от такого)))

26

Запивать надо!

27

Снэакта написал(а):

Для начала хотелось бы поговорить о лембас...

Рецепты лембаса по-французски. На французском языке.

https://i0.wp.com/www.celebrationgeneration.com/BlogPics/Lembas1.jpg

Le Lembas, pain elfique

Ma recette du lembas, le pain de route elfique

28

29

30

Литературная кухня. Эльфийский лембас и "Кулинарная книга по миру Толкина"