Вот моя статья, которую я когда-то писала для своей газеты:
Следы невиданных зверей
Буцефал был... единорогом!
«Единорог жила в сиреневых лесах, и жила она там совсем одна. Она была очень стара, хотя и не знала этого. Ее цвет уже не казался таким беззаботным, какой бывает морская пена, - теперь он, скорее, напоминал падающий снег в лунную ночь. Но взор ее был по-прежнему ясен и неустанен, и передвигалась она все так же - словно тень по волнам...»
Так начинается лирическая и прекрасная сказка Питера С. Бигла «Последний единорог». Кто же они, единороги, населяющие легенды и сказания разных народов мира? Реально существующие животные (по описаниям похожие на лошадей с единственным рогом между глаз) или плод людской фантазии? Давайте попробуем разобраться.
Самое раннее известное нам упоминание единорога в западной литературе принадлежит античному врачу Ктесию Книдскому и датируется 416 годом до н.э., который в своих странствиях побывал в Индии. В своих путевых заметках он описывает существо размером с лошадь, которое он - и независимо от него многие другие - называет индийским диким ослом: " У них белое тело, коричневая голова и синие глаза. На голове у них рог длиной около локтя. Порошок, полученный из этого рога, используют в качестве средства против смертоносных зелий. Основание этого рога, примерно на две ладони от лба, чисто-белое, верх заострен и окрашен ярким кармином, остальная же часть, средняя, черна. Те, кто пьют из этих рогов, переделанных в сосуды для питья, по слухам не подвержены конвульсиям и эпилепсии. Более того, они становятся устойчивы даже к ядам, если до или после принятия таковых выпьют вина, воды или чего-либо другого из таких бокалов. Животные сии чрезвычайно скоры и сильны, так что ни одно существо, будь то конь или кто иной, не справится с ними".
Аристотель и Геродот также вскользь упоминают об однорогом диком осле - таким образом, будто вера в его существование была на Востоке обычным явлением.
Кроме того, как утверждают хроники, легендарный Буцефал, принадлежаший Александру Македонскому, был вовсе не конем, а единорогом (отсюда имя, которое переводится как «быкоголовый»). Буцефала никто не мог укротить до тех пор, пока тринадцатилетний Александр не обратился к нему с уважительной речью: «Приветствую тебя, благородное животное. Я пришел с дружбой. Позволь мне ныне только раз прокатиться на твоей спине, и потом ты можешь избрать свободу». С тех пор началась дружба великого полководца и единорога.
Юлий Цезарь, описывая свое завоевание Галлии, сообщает о странных существах, обитающих в дебрях Герцинианского леса в Германии, среди которых бык с телом оленя, в середине лба у него, между ушами, растет один рог, длиннее и прямее любого из до сих пор известных.
В 1503 году римлянин Левий Вертоман в описании своих паломничеств в Мекку писал: "На другой стороне мечети находятся сады или огороженные пространства, где можно увидеть двух единорогов, называемых греками моноцеросами, и их показывают как чудо, что небезосновательно, в силу их редкостной и странной природы. Один из них много крупнее другого, хотя и не слишком отличается от жеребца тридцати месяцев от роду; во лбу его растет один только рог, весьма прямым манером, длиною в три локтя. Другой много моложе, возрастом с год и похож на жеребенка; у сего рог длиною в четыре ладони.
Отец Иероним Лобо, португальский миссионер-иезуит, до 1632 года проживший десять лет в Эфиопии, написал в записках: "В провинции Агаус видел единорога; об этом животном так много говорят и так мало знают. Замечательная быстрота, с которой это существо перебегает из одного леса в другой, не позволила мне изучить его поближе; однако же я видел его так близко, что могу дать некоторое описание.
Очертания его таковы же, как у прекрасного коня, с точными и красивыми пропорциями; мастью гнедой, с черным хвостом, который в некоторых провинциях длинен, в других же очень короток; иные имеют гриву, свисающую до земли. Они столь боязливы, что питаются не иначе как в окружении других животных, их защищающих".
В средневековье единорог стал излюбленным геральдическим символом. наиболее известен в наши дни в качестве "поддерживателя" королевского герба Шотландии; когда Яков VI Шотландский стал в 1603 году королем Англии Яковом I, он заменил уэльсского дракона на шотландского единорога.
В христианском искусстве единорог ассоциируется с голубем и ягненком; согласно легендам, может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Из этих легенд он стая символом чистоты, в частности, женской. Также он является аллегорией Христа. Поскольку Христос "воздвиг рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69), рог единорога стал символом креста. Поскольку полагалось, что рог способен очищать все, к чему прикасается (растолченный в порошок "рог единорога" включался в средневековые рецепты и продавался аптекарями как противоядие до конца 17 века), он стал символизировать силу Христа противостоять греху.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками. А на гербах многих сиятельных рыцарей этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
Сумма сведений о единороге огромна, и большая их часть - о его удивительном, чудесном роге.
Рог единорога, или аликорн, составлял его славу, и он же послужил его падению. С самых древних времен во всех уголках света рогам всевозможных животных приписывали целительные и даже магические свойства. Достаточно вспомнить символику рога в Библии. Доныне истолченный рог продается почти во всем мире как средство от многих болезней; но ни один из них, даже прославленный рог носорога, не приближается по своим целебным качествам к аликорну.
В XVI веке доктор Конрад Геснер из Цюриха так резюмировал накопленную за века мудрость: "Этот рог полезен против эпилепсии, лихорадки, бешенства, пролиферации и заражения других животных и хищников, а также против глистов, от которых дети теряют сознание». Древние врачи для лечения этих болезней изготовляли из аликорнов сосуды для питья и поили из них своих пациентов. В настоящее время такие сосуды достать нельзя, а сам рог должно использовать истолченным - либо в чистом виде, либо смешивая с другими лекарствами... Неподдельный аликорн хорош против всех ядов, особенно, как утверждают, эффективен рог, что добывается на островах в океане.
Говорят, в присутствии яда алкиорн запотевает и меняет цвет. Если кусочек рога опустить в яд, или яд налить в рог, то аликорн вспенит и нейтрализует отраву или по крайней мере снизит ее силу. В основе этого верования лежит древний рассказ о том, что единорог очищал своим рогом источники, чтобы другие животные могли пить.
В средние века аликорна стало намного больше, и каждое сообщение о встрече с единорогом вызывало у охотников за сокровищами непреходящий интерес. Отношение к животным во времена средневековья во многом отличалось от современного. Считалось, что животные вообще существуют на земле для употребления их человеком по своему усмотрению. Для многих единорог не составлял исключений, хотя он и был первым из животных, поименованных Адамом с саду Эдема.
XVI век знаменовал собою вершину спроса на аликорн в Европе; каждый сколько-нибудь состоятельный дворянин носил на себе или имел на обеденном столе по крайней мере один кусочек. Цельные рога были по-прежнему большой редкостью и составляли огромную ценность.
Так, в 1550 году папа Клемент заплатил 17 000 дукатов за прекраснейший из когда-либо виданных рогов единорога. Он был искуссно оправлен в золото и серебро и приподнесен французскому королю Франциску. В 1584 году русский царь Федор Иоаннович во время коронации держал жезл, в который был вделан метровой длины аликорн, купленный у аугсбургских купцов за 7000 серебряных рублей.
Известен был единорог не только в Европе, но и на Востоке. В Китае его называли Ци-лин (Кирин, японский), прототипом которого, возможно, были некоторые из вымерших ныне животных. Он считался добрым вестником, а также символом долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления.
Говорят, что он способен ходить по воде, как посуху, и в последний раз он появлялся на глаза как раз перед смертью Конфуция. Иногда, его называют Лошадь-Дракон; он является одним из четырех великих мистических китайских животных (остальные трое – Дракон, Феникс и Черепаха).
Он - суть пяти стихий. Если он изображается белым, то это лунный символ, инь, животное, но как ци-линь, он представляет собой союз инь и ян. Он символизирует мягкость, доброжелательность, добрую волю, блаженство, долгожительство, великолепие, мудрое правление, прославленное потомство. Рог единорога является счастливым для императора. Проехать верхом на ци-лине означает обрести славу.
Славяне называли единорога Индриком и почитали его гораздо больше, нежели их западные соседи. Вот что говорит об Индрик-звере Словарь славянской мифологии (авторы: Елена Грушко и Юрий Медведев): "Глава и владыка звериного царства. Ходит он по поднебесью. Когда Индрик-зверь разыграется, вся Вселенная всколыбается! От его чудодейных копыт произошли на земле все овраги, котловины и пади, которые потом заполнились водою... Еще в XVII столетии рогу этой "матери всем зверям" приписывались целебные свойства, и уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворовых книг (1655 год), соглашался за три таких рога заплатить десять тысяч рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Сведущие в целении болезней русские люди того времени были убеждены, что рог единорога не только может оказывать помощь в различных болезнях, но и дает владеющему им человеку уверенность в цветущем здоровье на всю жизнь долголетнюю", к тому же, судя по книге А. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", рога эти "...светятся и бывают длиной до шести пядей".
На протяжении всего XIX века вера в то, что единорог - реальное существо или был таковым в недавнем прошлом, была довольно широко распространена. Грифоны, гиганты, драконы и василиски все были сосланы в царство мифов и фантазий, но еще на исходе века уважаемые ученые всерьез приводили доводы в пользу существования единорога, даже привлекая на свою сторону теорию Дарвина, без риска подвергнуться всеобщему осмеянию.
Но, если единороги, действительно, существуют или существовали, то почему же не нашлось ни одно вещественное доказательство их реальности? Оказывает, они есть.
В 1663 году, был обнаружен большой скелет единорога, что произвело большой фурор, доходящий даже до истерии. Скелет нашли среди груды других ископаемых останков в известняковой пещере близ Кведлинбурга, чуть севернее массива Грац. К месту открытия стали стекаться толпы народа; в первоначальной неразберихе относительно того, кому принадлежит пещера, многие запасались сувенирами. Последовало бурное судебное разбирательство, и владелицей была признана аббатиса Кведлинбурга. И даже несмотря на ее надзор, во время раскопок скелет был поврежден и извлечен на поверхность в печальном виде - груда разломанных костей. Научное исследование было поручено знаменитому ученому Отто Герике, прославленному своим экспериментом с Магдебурскими полушариями.
Не стоит сильно удивляться, что на современных ему рисунках полученный в результате его реконструкции скелет представляет собой очень странную картину. На нем отсутствует половина позвоночника и вся задняя часть. Но самое интересное - череп чудесным образом сохранился невредимым, и на нем крепко сидящий, прямой, конусообразный рог двух с лишним метров длиной.
Кведлинбург расположен среди древних Герцинианских лесов, так что эти кости долгое время были известны как Герцинианский ископаемый единорог. "И не надо быть таким уж большим фантазером, чтобы предположить, что наконец-то найдено доказательство существования цезарева быка с телом оленя и с одним рогом», - писали тогда.
Спустя столетие еще один скелет обнаружили в Айнхорнхоле близ Шарцфельда; и тот, и другой были изучены философом и естествоиспытателем Лейбницем. Он заявил, что эти кости заставили его решительно поверить в единорога, в существовании которого он до тех пор сомневался.
Но все эти случаи относятся ко временам давно ушедшим, когда в умах людей реальность тесно переплеталась с вымыслом и фантазией. Бывали ли случаи встречь с единорогами в наше скептическое время? Оказывается, да, бывали.
В декабре 1991 года в интервью журналу "Ди ганце вох" знаменитый австрийский естествоиспытатель Антал Фестетикс, внештатный профессор Геттингенского университета, сделал ошеломляющее заявление. Он снимал документальный фильм о природе горного массива Гарц и однажды, выехав верхом с видеокамерой в окрестности Айнхорнхоле, вдруг увидел, как навстречу ему скачет галопом единорог. "От него исходило свечение. Моя лошадь попятилась и чуть не сбросила меня. Затем, с такой же быстротой, как и появился, он исчез". Это заявление было повторено в апреле в телевизионном интервью. Более того, Фестетикс утверждал, что успел заснять эту встречу на видео.
В одном из номеров «Тайной доктрины» мы писали о встрече с единорогом в Крымском лесу.
Так кто же все-таки такой, этот загадочный зверь? И где правда в рассказах о нем? С одной стороны, за объяснение этой легенды можно принять попытку ученых прошлого описать таких диковинных для них животных, как носороги, или жертв мутаций – однорогих быков и баранов. Но с другой существуют описания странных особенностей поведения. Например, подманить единорога может только непорочная дева, если выйдет одна к лесной реке. То есть, единорог вполне может быть и сказочным существом или, выражаясь современным языков – жителем другого измерения. И он чувствителен к эманациям чистоты и непорочности. И это объясняет тот факт, что найдено крайне мало вещественных доказательств существования единорогов, но тем не менее, сообщения о встречах с ним продолжают поступать.
Так или иначе, единорог всегда остается символом духовной чистоты и укором алчности. И до тех пор, пока люди будут помнить об этих чудесных существах, верить в них и искать с ними встречи – не в корыстных целях, разумеется – у этого мира будет надежда....