Пробуждение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пробуждение » История мира по Дж.Р.Р. Толкиену » Образование


Образование

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

Ехала сегодня в автобусе, и пришла ко мне дума: были ли у эльфов Арды учебные заведения, аналогичные людским?
Если нет, то каким образом эльфы столь тонко постигали различные ремёсла?

2

Думаю, обучение было индивидуальным. Сначала родители дают общую сумму знаний, затем начинается ученичество у ряда мастеров (Феанора, например, многому научил тесть, а чаще всего отцы учили сыновей - Эол Маэглина, например). Людям так нельзя, потому что такая система требует слишком много времени. Хотя, как показала практика, отношения учитель-ученик могут и здорово экономить это самое время. Но только тогда, когда ученик готов получить знания. Большинство людей до такой готовности не доживает. У эльфов есть вре-е-емя...

3

Согласен. Эльф учится, чему хочет научиться, что ему интересно. И не признает принуждения, которое непременно возникло бы при условии стандартного набора предметов , которым обучали бы в учебных заведениях.

4

Да, пожалуй, так и есть...

5

Думается мне, дело здесь не в том, что у эльфов много времени. Вернее, не столько в этом. А в том, что эльфийское общество (по крайней мере, как оно описано у Толкиена) довольно архаично. И в человеческом обществе образование было довольно долго уделом немногих. Собственно, оно, особенно профессиональное, стало распространённым только в эпоху промышленной революции, когда возникло массовое производство. Именно производство потребовало большого количество специалистов. А пока существовала цеховая система - там образование велось по принципу "учитель - ученик".
У эльфов же не было ничего подобного, поэтому и роскошь индивидуального обучения они всегда могли себе позволить.

6

Народ, а вот мне всегда было интересно, где границы необходимого минимума общих знаний. Чем дальше живу, тем больше жалею о том, что пропустила в школе. Науки стыкуются одна с другой, и часто пробелы возникают в самых неожиданных местах. Например, в работе по лингвистике или философии ученый может обратиться к психологии, а та, в свою очередь, отсылает его к анатомии и медицине, далее в цепочке идет химия, разобраться в которой невозможно без элементарных знаний по математике... Такая цепочка может быть очень и очень длинной. Начинает казаться, что разобраться в одной науке невозможно без знания остальных.

7

Наверно, минимум - всё-таки нечто вроде школьной программы - основные, самые общие понятия о мире, обществе, начатки логики, умение правильно умозаключать... Плюс к тому - навыки поиска нужной информации. Всё остальное можно найти, если знаешь, что, где и как искать.

8

Прижмёт - и то, что не нравится выучишь.В школе я плохо относилась к химии , и с химичкой не ладила. А в институт поступала - пришлось выучить. В медицинском без химии никак, а нужда научит, с какого конца редьку есть. :crazyfun:

9

Да, навыки поиска информации - это то, что нужно. Помнится, на одной из первых лекций я услышала от преподавателя, что университет дает не столько знания, сколько это самое умение - где, что и как искать.

10

Nenriel ППКС
Преподавать  правильно  сказал, ибо   в ВУЗе учат не только  более высокому уровню владения предметом но  и навыкам работы с информацией. Наш  преподаватель  примерно  так же говорил: "специалист это  не тот, кто  знает абсолютно  все, а тот, кто  знает где и что искать" Например в юриспруденции этот  навык более чем актуален, особенно  при скорости  изменения законодательства.

11

Nenriel написал(а):

где границы необходимого минимума общих знаний

Знать всё невозможно, выучить всё нереально. И кто знает, что напряую понадобится, а что не очень. Школьную программу не кретины составляли и формировалась она многие годы. Плюс это то, что все так или иначе учили. Потому, можно считать эти знания неким минимумом и базой. А дальше -- век живи, век учись. Даже казалось бы, "забивание головы" не столько забивает, сколько тренирует мышление, память, те или иные способности.
И как мне кажется, тот кто с возрастом не закостеневает, а сохраняет способность и стремление учиться, познавать новое, а вместе с тем удивляться и восхищаться, сохраняет свою молодость если не физически, то, по крайней мере, душевно. А тот, кто застрял на достигнутом и не желает саморазвиваться и самосовершенствоваться, не воспринимает нового, которого уже ничего не восхищает и не увлекает вправе называться стариком, будь ему при этом и 20 или даже меньше.

Отредактировано Nermindil (2009-09-15 17:04:57)

12

Что касается эльфов тех, то, скорее всего, тут действиельно преобладало индивидуальное обучение или, по крайней мере, мелкогрупповое.
А большие централизованные учебные заведения и у людей стали формироваться не слишком уж давно, и уж ещё более недавно их стало большое количество кругом и всюду.

13

Наверное за свою долгую жизнь эльфы успевали освоить не одно ремесло.И не только освоить,но и отточить свое умение,превратить его в творчество.А вот понятия престижной профессии у них скорее всего не существовало.А еще у
людей часто знания необходимые для отдельных профессий сохраняются в секрете.А как было у эльфов?

14

Tauriel Aureliel написал(а):

А еще у
людей часто знания необходимые для отдельных профессий сохраняются в секрете.А как было у эльфов?

А давайте для начала разберёмся почему люди хранили эти знания в секрете:)
Ведь из страха, что рецепты будут использованы другими и они потеряют уникальность?
Думаю, что эльфам это не свойственно. Они вроде не жадные) Хотя тут же возникает факт, оспаривающий вышесказаное: способ создания сильмариллов знал только феанаро, храня это в тайне.

15

Luthien написал(а):

Ведь из страха, что рецепты будут использованы другими и они потеряют уникальность?

На мой взгляд, скорее из страха потерять заработок. Или прибыль. Что же до Феанаро... Возможно сработало нежелание отдавать "технологию" своего творения в другие руки, или понимание, что повторить не сможет даже он...

16

Во-первых, Феанаро сам не понял, как он это сделал, иначе растиражировал бы свое творение больше, чем до трех экземпляров. Причем сразу. Когда идет творческая "пруха", это естественно.
Во-вторых, секретов быть не должно по той простой причине, что у людей приоритет - бизнес (жизнь такая, кушать хочется), а у классических толкиеновских эльфов - творчество. Если главное - продать, то мастер ни за что не расскажет ничего конкурентам. Если главное - создать, то знаниями делиться жизненно необходимо. Ученик или коллега может внести какую-то свою идею или вдохновить на большее парой слов, произнесенных по поводу нового для него знания-умения.
Если творчество не получает "свежей крови", оно костенеет и сходит на нет. Вот почему создаются литературные студии, научные объединения и т.п. То есть, люди от закрытых цехов и гильдий сейчас тоже переходят к сотрудничеству. Что не может не радовать. Конечно, лаборатории и заводы не разглашают кое-каких деталей, зато через несколько лет патенты вполне продаются, и тайное становится явным.

17

Nenriel написал(а):

Во-вторых, секретов быть не должно по той простой причине, что у людей приоритет - бизнес (жизнь такая, кушать хочется), а у классических толкиеновских эльфов - творчество.

Ну дык... И я про то же 8-)

18

Лиадран написал(а):

На мой взгляд, скорее из страха потерять заработок. Или прибыль.

Одно из другого следует.

19

Если мне не изменяет память,  у толкиновских эльфов не было понятия "работать", только "творить", что во многом иллюстрирует их менталитет и очень мне импонирует)))Потому что даже таская камни ты творишь - вкладываешься в создаваемое и создаешь мир вокруг себя.
Что до секретов - они свойственны не только дельцам. но и творцам тоже. Это такая своего рода ревность и желание быть уникальным. Просто сильмариллы были вообще из ряда вон выходящим творением, как и их создатель, так что тут все вполне закономерно, на мой взгляд)))

20

ИМХО, если творец что-то скрывает, проявляя ревность, это до добра не доводит. Он начинает думать только об удержании секретов, и его мастерство сходит на нет, уступая место гордыне. Впрочем, та же история Феанора отлично это иллюстрирует. Об этом было написано много буков на алэлвзе. Не хочу повторяться.

21

Nenriel
, ну, вопрос-то был - скрывает ли творец секреты мастерства или нет, а не в том, до чего это доводит XDD
Зато эта ревность служит для некоторых стимулом. не дает останавливаться, их боязнь оказаться "одним из" толкает их к развитию, заставляет совершенствоваться

22

Tinwen написал(а):

Что до секретов - они свойственны не только дельцам. но и творцам тоже. Это такая своего рода ревность и желание быть уникальным.

Ты знаешь, а вот здесь надо быть осторожным. Если тебя мало кто понимает, какая тебе с этого радость? (пример был у меня, потому что у меня была очень редкая научная проблематика).

23

Tinwen написал(а):

Зато эта ревность служит для некоторых стимулом. не дает останавливаться, их боязнь оказаться "одним из" толкает их к развитию, заставляет совершенствоваться

а разве эльфам нужен стимул к совершенствованию и развитию?:)

24

А разве живое и разумное существо может существовать, не имея стимулов к развитию?

25

Istanaro
Заито когда понимают немногие - радостно вдвойне)) и я в-общем-то отвлеченно от себя говорила)))
А того же Феанаро, например, мало кто понимал наверное, но Сильмариллами восхищались все поголовно))) А это зачастую очень важный аспект творчества - чтобы оно было оцененным, это не самоцель, конечно, но приятное дополнение к акту творения)))

Luthien
Тут индивиуально все. Как и во всем. впрочем))) Кому-то нужен, кому-то нет, кому-то это просто помогает перебороть "самую главную и самую страшную эльфийскую болезнь" - ломы XDD

Отредактировано Tinwen (2009-09-22 23:10:36)

26

Лиадран написал(а):

А разве живое и разумное существо может существовать, не имея стимулов к развитию?

Если даже оно их не имеет, ему их придумают :D

27

Собссно, канонично и памятно эльфы обучались сначала в семье, а потом - у тех мастеров, к чьему делу у них лежала душа, и которые соглашались взять их учениками. Школ не было, да и эльфят в довольном на класс количестве набрать было сложновато))
Делиться знаниями... это все субъективно. Одним было радостно отдавать, другие предпочитали держать кое-что в секрете. Эол, к примеру, тайну создания галворна унес с собой в могилу. Точнее, в расщелину)) Да и Феанаро не спешил никому ничего рассказывать.
Я вот, например, не мастер, но в детстве, например, осознанно мешал брату научиться рисовать. Потому что я рисую лучше и я намерен оставаться первым любой, даже самой нечестной, ценой, иначе мне будет уже просто неинтересно ни рисовать, ни повышать свое мастерство - если я не слышу оваций, я не вижу и смысла. Впрочем, вопрос первенства для меня вообще тема отдельная.
С другой стороны, учить - это тоже радость и мне действительно нравилось помогать дамам пятидесяти лет учиться работать с компьютером. И талант с мастерством тут тоже нужны.


Вы здесь » Пробуждение » История мира по Дж.Р.Р. Толкиену » Образование