J.R.R.Tolkien, "The Book of Lost Tales 1" (HOME I)
Страдания Нолдоли и приход людей.
"Ныне многие из древнейших знаний Земли забыты, ибо они были утеряны во тьме, что была до Солнца, и никакая мудрость не может вернуть их вновь; и, может статься, ново сие для ушей многих присутствующих здесь, что когда Тэлэри, Нолдоли и Солосимпи последовали за Оромэ и позже достигли Валинора, не весь народ Эльдалиэ покинул Палисор, и тех, кто остался, многие называют Квэнди, фэери, затерянные в мире, а вы, Эльфы Кора, именуете их Илькорины, Эльфы, никогда не зревшие свет Кора. Из них иные отстали по дороге, или заплутали в лишенном путей мраке тех дней, одичав и лишь впоследствии вновь пробудившись на Земле, но больше было тех, кто вовсе не уходил из Палисора и долгое время они жили в сосновых борах Палисора или сидели, безмолвно взирая на звезды, что отражались в бледных и недвижных Водах Пробужденья. И минули столь многие века, что самое явление Норнорэ средь них поблекло в их памяти и превратилось в давнюю легенду, и они говорили друг другу, что их собратья ушли на запад к Сияющим Островам. Там, говорили они, пребывают Боги, и они называли их Великим Народом Запада, и думали, что они обитают на озаренных огнями островах в море; но многие даже никогда не видели великих волн тех могучих вод.
Эльдар, или Квэнди, обладали даром речи, данным им самим Илуватаром, и лишь разделение их судеб изменило их, сделав несхожими; и ничто не изменилось столь мало, как язых Темных Эльфов Палисора.2
Далее сказание повествует о неком фэй, и именует его чародеем Ту, ибо был он более искусен в магии, нежели любой из когда-либо еще живших вне земель Валинора; и, странствуя по миру, он повстречал...3 Эльфов и он приблизил их к себе и обучил их многим тайнам, и стал он подобен могущественному королю средь них, и их сказания именуют его Владыкой Сумерек, а всех фэери его королевства - Хисильди, или народом сумерек. Местность вокруг Койвиэ-нэни, Вод Пробуждения, была холмистой и полна огромных скал, и поток, что питал эти воды, падал туда сквозь глубокую расщелину . . . . как бледная и тонкая нить, но вода истекала из этого темного озера под землю через множество бесконечных пещер и уходила еще глубже в недра мира. Там в бездонных пещерах находились чертоги чародея Ту, но двери их давно запечатаны, и никто не знает ныне входа туда.
Там . . . . всегда мерцал бледный серебристо-голубой свет, и помимо [?множества] Эльфов там обитало много странных духов. В те времена среди этих Эльфов был некий Нуин, что был весьма мудр и очень любил странствовать вдали от своего жилища, ибо глаза Хисильди стали чрезвычайно зоркими, и в те сумрачные дни они могли ходить по едва заметным тропам. Однажды Нуин отправился далеко на восток от Палисора, и некоторые из его народа пошли с ним, потому что Ту никогда не давал им поручений в те края, и о них рассказывали необычайные истории; но теперь4 любопытство Нуина взяло верх, и странствуя, пришел он в незнакомое и удивительное место, подобного коему он никогда дотоле не видал. Горная стена возвышалась пред ним, и долгое время искал он дальнейший путь, пока не нашел темный и тесный проход, что пронизывал огромный утес и, извиваясь, уходил все глубже. Тогда он отважно последовал этим узким путем, пока внезапно стены не расступились пред ним, и узрел он, что нашел вход в огромную чашу долины, окруженную кольцом непроходимых гор, пределы которого он не смог разобрать во мраке.
Вдруг вокруг него разлилось нежнейшее благоухание Земли - и нигде, даже в воздухе Валинора, не витало более дивных ароматов, и он застыл, в великом восхищении вдыхая эти запахи, а с благоуханием [?вечерних] цветов мешался густой аромат, испускаемый в полночной воздух множеством сосен.
Неожиданно далеко внизу в темных лесах, что высились в долине, запел соловей, и другие соловьи тихо откликнулись издалека и, едва не лишившись чувств от очарования этого сказочного места, понял Нуин, что вступил в пределы Мурменалды - "Дола Сна", где под юными звездами всегда царит первозданная безмолвная тьма и никогда не дует ветер.
Тогда Нуин, осторожно ступая, спустился в долину: некое неизведанное доселе изумление овладело им, и вот, под деревьями в теплом сумраке узрел он очертания спящих, иные из которых обнимали друг друга, другие же спокойно спали в одиночестве, и Нуин, едва дыша, стоял и дивился.
Потом, охваченный внезапным страхом, он повернулся и тихо покинул это священное место, и, снова миновав проход в горе, поспешил назад к чертогам Ту; и представ пред этим старейшим из чародеев, он поведал ему, что только что явился из Восточных Земель, и мало был обрадован Ту этой вестью. Не радовался он и тогда, когда Нуин окончил свои речи, рассказав обо всем, что видел. "И мнится мне", - добавил он, - "что все, кто спал там, были детьми, хотя ростом равны они самым высоким из Эльфов."
Тогда убоялся Ту Манвэ, нет более того, самого Илуватара, Властителя всего Сущего, и сказал он Нуину:
И сказал чародей Туво Нуину, что спящие, найденные им, были иными Детьми Илуватара, и что они ожидали света. Он запретил кому-либо из Эльфов будить их и даже посещать те места, страшась гнева Илуватара; но несмотря на это Нуин часто приходил туда и наблюдал, сидя на камне. Однажды он споткнулся о спящего, который пошевелился, но не пробудился. Наконец, побежденный любопытством, он разбудил двоих, названных Эрмон и Эльмир; они были немы и чрезвычайно напуганы, но он научил их многому из языка Илькоринов, по каковой причине его называют Нуин Отец Речи. Затем наступил Первый Рассвет; и Эрмон и Эльмир единственные из Людей зрели, как Солнце впервые восходит на Западе и плывет в Восточную Гавань. Тогда Люди вышли из Мурменалды подобно "множеству сонных детей".
(Согласно сказанию "Сокрытие Валинора", Гавань на Востоке была построена много позже первого отплытия Солнечной Ладьи из Валинора; см. стр. 214-215. Интересно, что первые Люди, Эрмон и Эльмир, были разбужены Нуином до первого восхода Солнца, и хотя Туво было известно, что Люди "ожидали света", никакой связи между деянием Нуина и Восходом Солнца не прослеживается. Но, конечно, невозможно составить мнение о содержании этого повествования из такого краткого изложения. Примечательно также, что в то время как язык Эльфов изначально был прямым даром Илуватара (стр. 232), Люди, появившись в мире, не имели речи и научились ей от эльфа-илькорина. Ср. "Сильмариллион", стр. 141: "Сказано также, что эти Люди [народ Беора] давно были в дружбе с Темными Эльфами к востоку от гор, и от них они научились многому из их речи; и так как все языки Квэнди имели единый источник, язык Беора и его народа походил на речь Эльфов многими словами и оборотами.")
В этот момент в повествовании появляются прислужники Мэлько - Уванимор, его "выкормыши под землей" (Уванимор, "которые суть чудовища, великаны и исполины", упоминаются в одном из предыдущих сказаний, стр. 75); и Туво защищал Людей и Эльфов и от них, и от "злых фэй". Вариант "А", сверх того, упоминает об Орках.
Слуга Мэлько, названный "Фукиль, или Фангли" пришел в мир и, явившись среди Людей, совратил их, и они вероломно напали на Илькоринов; так произошла Битва Палисора, в которой народ Эрмона бился рядом с Нуином. По "А" "фэй и те из людей, что помогали им, были побеждены", но в "В" говорится, что "победа не досталась ни одной из сторон"; и Люди, совращенные Фангли, бежали и впоследствии образовали "дикие и свирепые племена", поклонявшиеся Фангли и Мэлько. Впоследствии (только в "А") Палисор был захвачен "Фангли и его воинствами Науглат (или Гномов (Dwarves))". (В ранних работах Гномы (Dwarves) всегда предстают злым народом.)
Из этого наброска видно, что искажение некоторых Людей в начале их дней происками Мэлько было характерной чертой самого раннего периода мифологии; но относительно всей кратко набросанной здесь истории в "Сильмариллионе" мы можем найти, самое большее, намек или предположение (стр. 141): "Тьма лежит за нами," сказал Беор; "и мы отвратились от нее, и не желаем мы возвращаться к ней даже в мыслях своих."7
Нуин "Отец Речи", который снова и снова приходил в Мурменалду вопреки предупреждениям Ту (о которых здесь не сказано), разбудил Эрмона и Эльмира и научил их речи и многому другому. Эрмон и Эльмир единственные из Людей зрели, как Солнца всходило на западе и как, прорастая, выпускали листья и бутоны семена Палуриэн. Множества Людей вышли подобно сонным детям, издавая невнятные крики при виде Солнца; они последовали за ним на запад, когда оно повернуло обратно, и ужасно испугались первой Ночи. Нуин, Эрмон и Эльмир научили их речи.
Люди росли и перенимали знания Темных Эльфов,8 но Ту ослабел пред ликом Солнца и сокрылся в бездонных пещерах. Люди обитали посреди мира и рассселились оттуда во все стороны; и многие века минули с тех пор.
Фанкиль с Гномами (Dwarves) и Гоблинами явился среди Людей и сеял отчуждение между ними и Эльфами; и многие Люди помогали Гномам (Dwarves). Один лишь народ Эрмона был на стороне фэери в первой битве Гоблинов и Эльфов (здесь на месте слова "Гоблины" вначале стояло слово "Гномы" (Dwarves), а до того - "Люди"), которая названа Битвой Палисора. Нуин погиб от рук Гоблинов из-за вероломства Людей. Много родов Людей были изгнаны в восточные пустыни и южные леса, откуда является тьма и приходят дикари.
Войска Тарега Илькорина ушли на северо-запад, вняв слухам о приходе Гномов; и многие из затерянных родов присоединились к нему.