Пробуждение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пробуждение » Следы в истории » Кельтика


Кельтика

Сообщений 31 страница 41 из 41

31

На одном форуме про кельтов я нашла упоминание о племени Гельветов. По латински их название пишется Helvetii и указывает на присутствие в названии слова "elve". Вот  информация о них:

ГЕЛЬВЕТЫ(лат. Helvetii) - кельтские племена; занимали территорию между Майном и Альпами; походы кимвров вытеснили их в Галлию. В 107 г. до н.э. г. разбили римлян под командованием Л. Кассия Лонгина, после этого осели между Боденским и Женевским озерами, позже продвинулись в Южную Галлию, однако Ю. Цезарь вынудил их возвратиться на прежнее место. Со временем г. были романизированы и со II в. н.э. не упоминаются. В наст. время Гельвеция - латинизированное наименование Швейцарии.

Во времена Цезаря запад Швейцарии был населён гельветами (кельтской расы), восток — ретийцами, вероятно, родственными этрускам. Гельветы были земледельцами и скотоводами; они жили по деревням и городам и делились на множество племён, образовавших своего рода аристократические республики. У них уже существовала грамотность, принесённая из Греции; из металлов они знали железо и золото, из которого они чеканили монету. Религия их была близка к религии других кельтов.

Из существовавших уже в то время городов известны: наиболее значительный Авентикум (Aventicum, ныне Avenche в кантоне Ваадт), Женева, Лаузониум (Lausonium, Лозанна), Салодурум (Salodurum, Золотурн), Виндонисса (Vindonissa, Виндиш в Ааргау), Турикум (Turicum, Цюрих), Витудурум (Vitudurum, Винтертур) и др.

Первое важное соприкосновение швейцарских гельветов с римлянами (если не считать аллоброгов, живших на самом юге, около Женевского озера, известных уже с III в. и частью покорённых римлянами во II в.) имело место в 107 г. до н. э., когда племя тигуринов присоединилось к кимврам и тевтонам и сделало набег на Южную Галлию, где на берегах Гаронны нанесло римлянам тяжёлое поражение. В 58 г. гельветы, теснимые с севера германцами, а с юга угрожаемые римлянами, предприняли всей своей массой поход или скорее переселение в Галлию. Число их определяли в 265 000 душ, к которым присоединились 95 000 душ из других племён. Вся эта масса, состоявшая из мужчин и женщин, стариков и детей, свободных и рабов, со скотом, с запасами провианта, сжегши за собой города и деревни, собралась у Женевского озера. Цезарь помешал им переправиться через Рону, затем нанёс им жестокое поражение при городе Бибракте (ныне Отен, Autun) и заставил вернуться в Гельвецию. Опасаясь больше германцев, чем гельветов, римляне смотрели на последних как на буфер против первых, и потому Ю. Цезарь признал их союзниками (foederati) Рима и сохранил их самостоятельность.

В 52 г. гельветы присоединились к восстанию галлов против Рима, но были подавлены. С тех пор началась романизация Швейцарии, подвигавшаяся вперёд медленно и постепенно, но твёрдо и неуклонно в течение нескольких веков. Цезарь начал, а Август в 15 г. до н. э. закончил покорение нынешнего Валлиса; при Августе совершилось завоевание Тиберием и Друзом Ретии, составившей особую провинцию, в состав которой входила восточная Швейцария, то есть нынешние кантоны Граубюнден, Гларус, Санкт-Галлен, Аппенцель, а также Тироль и часть Баварии. Западная Швейцария сначала была присоединена к провинции Галлии Трансальпинской, а позднее составила особую провинцию Maxima Sequanorum или Helvetia; только Тессин и Валлис входили в состав Цизальпинской Галлии. В пределах этих провинций каждое племя образовывало особую общину (civitas), пользовавшуюся во внутренних делах весьма значительной самостоятельностью. Жители этих civitates платили подати в пользу Рима; провинции были отделены друг от друга таможенными границами; так, в Цюрихе находилась таможня, взимавшая пошлины с перевозимых товаров. Римляне покрыли страну сетью превосходных дорог и водопроводов, оживили её торговлей; города при них развились, украсились храмами и памятниками; в страну была внесена высокоразвитая культура и вместе с ней распространились латинский язык и римская религия.

Ещё во время господства римлян в Гельвецию начало проникать христианство (Беат — проповедник в Бернском Оберланде, Луций — в Ретии); возникли кое-где монастыри, появилась целая церковная организация с собственными (местными) епископами. С III в. после Р. Х. римское господство в Гельвеции начало клониться к упадку под влиянием нападений германцев.

В 264 г. в Гельвецию вторглись и опустошили, её алеманны; они разрушили Авентикум, который после того не мог более подняться и потерял всякое значение. В IV в., вследствие потери земель на правом берегу Рейна, Гельвеция приобрела для Рима особое значение; в ней стали строить новые крепости и разбивать лагери, но все было напрасно. В 406—407 гг. восточную Швейцарию завоевали алеманны; в 470 г. западная Швейцария подпала под власть бургундов. И те, и другие в то время были варварами, а первые притом язычниками. Алеманны успели почти совершенно уничтожить следы римского влияния (в том числе христианство) и уже романизованные области совершенно германизировать. Именно они всего более могут считаться предками нынешних обитателей немецкой Швейцарии; примесь кельтских и романских элементов там сравнительно слаба. И в позднейшие времена, когда значительная часть Европы, и Германия в том числе, реципировала римское право, право немецкой Швейцарии подверглось римскому влиянию лишь в весьма слабой степени и поныне носит гораздо более чистый германский характер, чем право самой Германии. Бургундам в гораздо меньшей степени удалось подчинить завоёванную ими часть Гельвеции своему влиянию, и потому западная Швейцария осталась романской. Точно так же юго-восток (нынешний кантон Граубюнден), попавший под власть остготов, сохранил свой ретороманский язык и отчасти римскую культуру, как и Тессин, который в последующую лангобардскую эпоху в ещё большей степени подчинился римским влияниям. Таким образом в этническом или, скорее, лингвистическом отношении Швейцария уже в V в. была разделена на те же три или четыре группы, что и теперь, и даже границы между ними, довольно точно и ясно намеченные распределением гор и течением рек, были почти те же, что и ныне. Эти группы сохраняли свои культурные связи с соседними политическими единицами; развитие у них кельто-романских наречий шло параллельно с развитием языков французского и итальянского.
Взято отсюда

Отредактировано Leitelind (2009-01-29 00:26:17)

32

Конечно гельветы не эльфы, они совсем не похожи на дивный народ. Но  меня очень удивило, что в их названии присутствует сочетание букв "elve", тем более, что они кельты. Это еще один факт, в пользу того, что кельты могли общаться с эльфами.

33

Leitelind, спасибо. Интересная статья о гельветах.

34

Amarie написал(а):

Кстати, кто знает: правда ли, что у друидов были человеческим жертвоприношения,

Чудовищно на фоне блестящих достижений в области техники кажется почти маниакальная страсть кельтов приносить в жертву человеческие жизни. Эта тема красной нитью проходит во многих сочинениях времени цезарей. Но кто знает, может быть, римляне сознательно делают акцент на этом, чтобы затушевать собственные преступления в войнах, которые они вели в Европе, например, в галльской?
Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Упоминавшийся уже исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Есть документы, говорящие, что друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Те же жрецы вселили в народ страх перед привидениями, переселением душ, оживлением мертвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.

К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись. В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостает. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью "демонтирован": отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.
В 1984 году раскопки в Англии принесли ученым доказательства того, как происходило ритуальное убийство. Археологам повезло. Жертва лежала в грунте, насыщенном водой, и потому мягкие ткани не разложились. Щеки убитого были гладко выбриты, ногти ухожены, зубы тоже. Дата смерти этого человека примерно 300 лет до Р.Х. Исследовав труп, удалось восстановить обстоятельства этого ритуального убийства. Вначале жертва получила удар топором по черепу, затем он был задушен петлей и, наконец, ему перерезали горло. В желудке несчастного была найдена пыльца омелы - это говорит о том, что к жертвоприношению были причастны друиды.
Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.

Каждое проклятие, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесенных покойником. Это тоже толкало на отделение головы от тела. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.
Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.
Зловещим контрастом предстает архаическая религиозность и высокое по тем временам техническое умение. "Такой дьявольский синтез, - заключает Хаффер, исследователь нравов древних людей, - мы встречаем еще только у майя и ацтеков".
В баварско-чешском пространстве возведено за третье столетие до нашей эры более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 метров. Здесь был небольшой участок (10 на 6 метров), на котором археологи нашли более 10000 человеческих костей. Археологи считают, что это свидетельство единовременного жертвоприношения примерно ста человек. Друиды из Рибемонта строили чудовищные башни из костей человеческого тела - из ног, рук и т. д.

Недалеко от нынешнего Гейдельберга археологи обнаружили "жертвенные шахты". Привязанный к бревну человек сбрасывался вниз. Найденная шахта имела глубину 78 метров. Археолог Рудольф Райзер назвал изуверства друидов "самыми ужасными памятниками в истории".

Отредактировано Aryllen (2010-09-17 21:47:00)

35

Лиадран написал(а):

Просто, думается мне, само понятие о Дивном Народе пришло из кельтской традиции. Остальные сильно подрастеряли сведения о тех, кого в Ирландии именуют Туаса де Даннан.

Так оно и есть ,Лиадран ..=)
Дану в представлениях ирландцев, являлись существами
высшими, потусторонними, обитающими в мире, получившем
поэтическое название – «остров со стеклянной башней». Иногда
обиталище вечно блаженных богов, расположенное на западе океана,
именовалось краем Тетры. Как Дану, так и фоморы считались сидами
- существами, обладающими высшей властью и способными обитать
под землей. Причем, для ирландских литературных памятников
характерны сюжеты и соперничестве простых смертных и сидов.
Смертные часто пытались проникнуть в запредельный мир, выкрасть
различные чудесные предметы или посвататься к прекрасным дочерям
бессмертных.
Однако не стоило простым смертным встречаться с сидами.
Во-первых, они были настолько прекрасны собой, что человек не мог
смотреть на них, не опасаясь ослепнуть. Во-вторых, прикосновение
сидов могло убить, а взгляд свести с ума неосторожного смертного.
Ужас вселяло и их оружие - стрелы с острыми наконечниками,
пропитанные ядом. Правительницей сидов считалась королева Медб.
Она была прекрасна - длинноволосая блондинка с голубыми глазами
и в белой шелковой мантии. Человек, который случайно мог увидеть
ее, не смог бы жить больше и умер от безысходной тоски и любви.

Сидам нет никакого дела до людей. Они предпочитают жить
уединенно, пасти стада, играть на музыкальных инструментах и пить
традиционный напиток кельтов - эль. Конечно, если есть желание
выразить свое уважение этим обитателям подземного царства, то
можно оставить им подарок или подношение; но при этом лучше
держаться от сидов на почтительном расстоянии, не приближаться
непосредственно к тому холму, где они обитают. Ведь встреча с
сидами может окончиться печально: они способны украсть смертного
и превратить его в своего раба. Немногим удается покинуть
обиталище жителей подземной страны. Если же такое случается,
человек возвращается в свой мир безумным, прорицателем или
чудесным лекарем.

В древнем сказании рассказывается о том, как девушка-сид,
полюбившая земного юношу, пыталась увлечь его за собой. Сладкими
речами она заколдовывала его, говорила, что пришла из страны, где
не известно слово "смерть" и длится вечный, нескончаемый пир, на
котором еда возникает сама по себе и надо ее готовить. Она пела:

"Пойдем со мной, мой возлюбленный.
Золотой венец покроет твой пурпурный лик,
Чтоб почтить твой царственный облик.
Пожелай лишь - и никогда не увянут
Ни юность, ни красота твоих черт,
Пленительных до скончания века".

Жрецы пытались уберечь юношу от несчастья и с помощью великого
колдовства рассеивали чары сида. Дважды сумели они удержать от
гибели несчастного смертного, однако, несмотря на невероятную
силу друидов, юноша все же был обречен.

Вот и в третий раз запела девушка:
"Давно влечет тебя сладкое желание,
Со мной за волну унестись ты хочешь,
Если войдешь в мою стеклянную ладью,
Мы достигнем царства Поднебесного.
Иная есть страна, далекая,
Мила она тому, кто отыщет ее.
Хоть вижу я - садится уж солнце,
Мы ее, далекой, достигнем до ночи".

Больше юноша не мог противиться чарам сида. Он сел в стеклянную
ладью девушки, которая тотчас исчезла. Больше этого смертного в
земном мире никогда не увидели.

Интересно, что сидам было свойственно поведение, характерное для
людей. Часто они воевали между собой и, в конце концов, перешли в
пантеон низших богов, постепенно утратили бессмертие и были
вынуждены удовольствоваться только долголетием и тайной
магической мудростью. Позже у многих народностей сиды
превратились в фей, а у бретонцев - в корриган, корниканед,
корил, пульпиканов и т. д.
Вообще следует отметить, что все главные боги Ирландии находятся
в пантеоне богини Дану. В свою очередь, они тесно связаны с
традициями и верованиями валлийских племен, особенно с так
называемой Дон валлийской традицией, состоящей из "Четырех ветвей
Мабиногион" - сказаний, наиболее полно содержащих облик древней
мифологии, сложившейся к XI веку. Можно ясно проследить аналогии
между валлийским Леу и ирландским Лугом, валлийским чудесным
кузнецом Гофанноном и ирландским Гоибниу, Манавиданом и
Мананнану.

Отредактировано Aryllen (2010-09-17 21:54:51)

36

Вот тут есть целый сайт по друидизму ( http://www.druidism.ru/ ), созданный современными друидами. Для интересующихся там можно найти довольно таки много по кельтике и друидам.
И, кстати, как вы вообще относитесь к этим современным друидам, которые пытаются в том или ином виде возрождать древнюю традицию (и это не смотря на то, что многие знания друидов были утеряны)? Есть среди них как одиночки, так и вполне организованные сообщества. Человеческие жертвы они в роде, в отличии от тех друидов, что были в древности, не приносят.

И, если верить тому, что пишут, ирландские друиды после распространения христианства исчезли не сразу, а существовали ещё довольно долго, но человеческих жертвоприношений уже не делали.
И ещё, говорят, что обычай наряжать ёлку тоже к друидам восходит. На ёлках друиды развешивали поношения богу Езусу.

Отредактировано Nermindil (2010-09-17 22:33:50)

37

Кто читал книгу Г.В. Бондаренко. Повседневная жизнь древних кельтов ?
Если есть ссылки для  чтения  онлайн -будьте так добры ,скиньте .. :shine:

Отредактировано Aryllen (2010-09-26 00:26:18)

38

Aryllen написал(а):

Если есть ссылки для  чтения  онлайн -будьте так добры ,скиньте ..

Тут, кажется, можно скачать: http://knigi.tr200.ru/v.php?id=252053

Отредактировано Nermindil (2010-09-26 12:21:53)

39

Спасибо ) Мне знакома эта ссылка.До того ,как написать здесь , скачала от туда -но проблема в том ,что файл не прочитывается почему-то ...Не знаю,я уже скачивала Перумова таким же образом ,все было в порядке ,правда ,при открытии файла ,вышел и Word,т е я читаю его через Word.Но с этим файлом иная история несколько  :dontknow:

40

41


Вы здесь » Пробуждение » Следы в истории » Кельтика