Пробуждение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пробуждение » Прочее » Животные :-)


Животные :-)

Сообщений 61 страница 70 из 70

61

https://informburo.kz/stati/chem-zavers … stana.html

Чем завершилась эволюция вольных скакунов в природе Казахстана?

Счастливые для природы Казахстана годы не случайно совпали с "лихими 90-ми". Население было занято собственным выживанием и теснилось поближе к городам. Опустели и зачахли дальние отгоны. Отошли в прошлое (или замерли в ожидании будущего) масштабные пикники "на лоне". Автомобили стали тем, ради чего создавались – средством передвижения, а охота, напротив, стала роскошью, непозволительной для большинства. Словом, Природа получила неожиданную передышку и очень необходимый отдых.

И это было звёздное время бескорыстного любования окружающим пространством для тех редких казахстанцев, которые могли себе это позволить и могли об этом подумать. Думаю, что мне уже больше такой возможности не представится. Как и многим другим любителям природы. На рубеже тысячелетий можно было наслаждался чистым общением с абсолютно пустынными просторами девятого по площади государства планеты – чтобы оказаться в одиночестве, достаточно было просто выехать за город и просто свернуть с шоссе.

Вот тогда-то они и попались мне на глаза в пустыне Сарыесик-Атырау.

Мы с товарищем сбились с пути (эра GPS ещё не наступила) и поднялись на ближайший бархан, осмотреться. Подымаемся на гребень и видим… лошадей! Небольшой табун спустился на водопой к камышам, обрамляющим северный берег Балхаша. Откуда он тут, в совершено безлюдной пустыне? Неужели тут кто-то живёт?

Лошади замечают нас и неожиданно, вместо того, чтобы, как положено спокойно пить воду дальше, со всех ног бросаются прочь. Слабеющий топот и удаляющееся облачко пыли свидетельствуют о том, что они ни на шутку перепуганы. Кони боятся людей?

Дикие! – поведение табуна не оставляло сомнений.

Так значит, рассказы о появлении в песках Прибалхашья "диких лошадей" не выдумка? Выходило, что так. К чему, в таком случае, кавычки? Давайте по порядку.

http://s017.radikal.ru/i425/1110/d6/67f023668759t.jpg
Такой изображали дикую лошадь наши предки

Интересен вопрос – когда  в Казахстане исчезли дикие лошади.

Как известно, оставшиеся представители диких скакунов, названные "лошадьми Пржевальского", нашли последнее прибежище в диких просторах пустынь Монголии и Джунгарии.

А что же Казахстан, границы которого непосредственно примыкали к этому реликтовому ареалу и природные условия которого мало чем от него отличались? Знаменитый исследователь Алтая А.Н. Седельников (уроженец, кстати, этих мест) в своё время сообщал, что в долину Чёрного Иртыша забегает дикая лошадь Пржевальского. Это, правда, породило в учёной среде немалые сомнения. Сам Седельников наблюдений не проводил – ссылался на расспросы бывалых.

Зато в западной части Казахстана (левобережье Урала) другая разновидность дикой лошади – тарпан, встречался и Рычкову (1762), и Фальку (1824), и Эверсману (1866).

Их мясом с удовольствием скоромился бывалый англичанин Антоний Дженкинсон, посланный Иваном Грозным в 1558 году устанавливать торговые пути:

"Король по имени Азим-хан… принял меня очень хорошо и предложил мне есть в его присутствии,… угощая меня мясом дикой лошади и кобыльим молоком без хлеба".

Он же поведал типично охотничий рассказ о том, как это мясо достаётся людям:

"Там много диких лошадей, которых татары иногда убивают при помощи своих соколов следующим образом. Соколов приучают хватать животное за шею или за голову. Разгорячённое бегом животное утомляется от упорного долбления сокола; тогда охотник, гоняющийся за своей дичью, убивает лошадь стрелой, или мечом."

Писавший свой знаменитый труд о "киргиз-кайсаках" уже в XIX веке, Алексей Лёвшин также приводит свидетельства об охоте на тарпанов и куланов (последние принадлежат к тому же роду лошадиных, но отнести их к настоящим лошадям можно с некоторой натяжкой), которое и в его время была ещё весьма обычной:

"Киргиз-кайсаки стреляют диких лошадей для пищи и ловят для употребления на перевозку тяжестей. Обучать диких лошадей или делать их ручными почитается киргизами возможным; ловят их иногда весьма просто арканами…

Мясо диких лошадей, хотя и употребляется киргизами в пищу, но не так вкусно, как мясо домашней лошади. Говорят, будто бы в нём попадается много песку. Кожа дикой лошади употребляется в Бухарии на делание шагринов, а киргизы находят в ней целебную силу и зашивают в неё больных."

http://www.kritische-naturgeschichte.de/Medien/Um-1900-erschossenes-Przewalski-Pferd.jpg
Братья-путешественники Грум-Гржимайло с ценным трофеем - лошадью Пржевальского

Любопытно, что примерно к тому же времени относятся первые сведения Н.М. Пржевальского о существовании в глубинах Азии другой дикой лошади, получившей имя неутомимого исследователя. Тогда же были добыты первые экземпляры лошади Пржевальского (на приводимом фото с ценными трофеями – известные братья-путешественники Грум-Гржимайло).

Однако к середине XX века и она перестала встречаться в природе, заняв своё привычное место в зоопарках по всему миру. В Китае, правда, ведутся работы по фермерскому разведению лошадей Пржевальского, для последующего расселения их по местам былого обитания.

Но вернусь к тому, с чего начал. К личной встрече с "дикими лошадьми" в Прибалхашье в конце прошлого столетия. Это, конечно, были не турпаны и не крестники Николая Михайловича. А типичные "мустанги" – не дикие, а одичавшие лошади, реликты не палеонтологические, а колхозные. Тот, кто читал книги, или хотя бы смотрел советское кино, конечно, знаком с этим названием по самому захватывающему произведению Майн Рида "Всадник без головы", герой которого – лихой мустангер, охотник за этими самыми мустангами. Лошади, попавшие в безлошадную Америку вместе с испанцами, быстро вспомнили о своей забытой прародине и охотно перешли к дикому образу существования в безбрежных прериях Дикого Запада.

…Тарпан не пережил XIX столетия. Официально считается, что он дожил до 1876 года, когда последний экземпляр был убит в Мелитопольском уезде в Аскания-Нова (современная Украина). А на территории Казахстана? "Как известно, – сообщает авторитетный труд Института зоологии "Звери Казахстана", – к середине XIX в. в результате чрезмерного преследования этот вид был истреблён полностью."

http://yar-zoo.ru/media/zoo/images/Przevalsky_s_horse_27c90b7aedc65db82f8ce81c0122651c.JPG
Диких лошадей в Казахстане сегодня можно увидеть разве что в зоопарке

И эта способность – быстро дичать – весьма характерна для одного из самых старых спутников человека. Вот выдержка из универсального справочника Брокгауза-Ефрона:

"Замечательна лёгкость, с которой лошади, предоставленные самим себе, при сколько-нибудь благоприятных условиях возвращаются в дикое состояние и начинают вести образ жизни, ничем не отличающийся от образа жизни диких представителей семейства."

А вот цитата из универсального географического справочника "Россия" (XVIII том "Киргизский край")":

"…Водятся в степи стадами, крайне осторожны и пугливы; население пыталось приручить куланов, чтобы пользоваться ими как рабочей силой, но, кажется до настоящего времени эти попытки были неудачны, хотя в неволе животные и уживались.

Куланы кочуют в степи, сообразно временам года; весной они двигаются к северу, а осенью – к югу. К куланам иногда подбиваются киргизские лошади, остаются с ними и дичают."

Про мустангов в пустынях Прибалхашья говорили в конце прошлого века упорно и азартно. Об этом, в частности, можно было прочитать у нашего известного писателя-натуралиста Павла Мариковского. И со стороны Или, и со стороны Каратала – у начинающих "мустангеров" была одна, но пламенная мечта. Найти блуждающий в самых недоступных частях пустыни табун и… думаете поймать? Перестрелять. На мясо!

Откуда взялись те одичавшие кони в пустыне Сарыесик-Атырау? Присутствие человека угадывалось к тому времени лишь по разбросанным там и тут по пустыне колодцам с вонючей застойной водой. Да по руинам навсегда покинутых чабанских зимовок. Старый советский агропром приказал долго жить и стремительно превратился в археологический объект. И явление одичавших лошадей, потерянных в диколетье Перестройки логично сопутствовало моменту. Как и явление одичавших собак, кошек, верблюдов. Да и людей тоже…

62

http://www.dknews.kz/lifestyle/132-cult … ratit.html

http://www.dknews.kz//images/june2017/petroglif.jpg

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить

Десятки тысяч наскальных изображений рассыпаны в горах южного Казахстана на территории Жамбылской области.

Считается, что первые люди в долине Таласа, обрамленной отрогами Тянь-Шаня, хребтами Каратау и Алатау, появились около миллиона лет назад. Богатое историческое прошлое края запечатлено в многочисленных курганах, древних стоянках, городищах, каменных изваяниях, которые являются своего рода музеем под открытым небом и которых на территории Жамбылской области насчитывается более 1 100.

Свои мифологизированные представления о мире, окружающей действительности древний человек выражал в единственно доступной ему тогда форме - наскальными рисунками. Петроглифы Жамбылской области, находящиеся в Кордайских и Шу-Илийских горах, в ущельях Карасай, Бота-Мойнак, Акбулым, Чокпар, Котыр, Аксуек, Ой-Жайляу, Анырахай и многих других, ученые датируют, начиная со II тысячелетия до нашей эры и далее - средними веками нашей эры. Первые наскальные рисунки были выявлены в 1896 году археологической экспедицией Туркестанского общества любителей истории. В 2010 году проведена экспедиция Свода памятников ТОО «Археологическая экспертиза».

Примерно в 20-ти километрах от Тараза находятся наскальные рисунки-петроглифы ущелья Карасай, протянувшегося на несколько километров. Предположительно, некоторым из здешних изображений несколько тысяч лет. Знатоки-краеведы утверждают, что именно карасайский древний верблюд изображен на казахстанской купюре тысячного достоинства.

В ущелье Карасай корреспондент МИА «Казинформ» отправился вместе со старшим научным сотрудником государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анной Крокошевой.

«Ущелье Карасай - своеобразная картинная галерея эпохи бронзы, раннего железного века и более позднего времени средневековья, - рассказывает Анна Крокошева. - Люди, которые обитали здесь две тысячи и более лет назад, еще не умели писать. У них не было письменности, но была высокоразвитая культура, запечатленная в наскальных рисунках, показывающих их повседневную жизнь. Люди наносили на камни всё, что их окружало, свой образ жизни, мировоззрение, зачатки религиозных культов - всё отражается на этих рисунках, которые нанесены рукой древнего художника. И этим рисункам насчитывается более трех - четырех тысяч лет. Это как бы послание из прошлого, которое сегодня мы должны сберечь.

Таких рисунков с наскальными изображениями встречается очень много по Кыргызскому хребту, по западным отрогам Тянь-Шанских гор, по хребту Каратау и Алатау. Во многих ущельях здесь, по югу Казахстана, когда-то обитали люди, они и оставили рисунки. Эти места считались сакральными. То есть здесь люди проводили различные культовые обряды - молились о плодородии, удачной охоте, своем потомстве. Это были священные духовные места. Нам досталось в наследие много таких мест, они расположены по всей Жамбылской области. Точное количество петроглифов назвать трудно. Некоторые встречаются компактно в определенном месте. Другие, единичные, растянуты по горным хребтам. Возможно, есть и такие, которые мы еще не знаем, еще не открыты. Там, где обитал древний человек, где были стоянки, поселения, сакральные места, там мы их и находим.

- Где больше всего находится петроглифов?

- Самые богатые по скоплению петроглифов места встречаются в ущелье Каратау, по течению реки Терс, в ущельях Тамдысай и Бота-Майнак, Маймак Жуалынского района, петроглифы за поселком Кабаевка. И, конечно же, в урочище Карасай, с уникальными наскальными изображениями. Только в этом ущелье, по предварительным сведениям, насчитывается сейчас около пятисот изображений. Но, увы.... Многие каменные блоки разрушаются выветриванием, поэтому многие утрачены. Мы мониторим, отслеживаем, фотографируем петроглифы, допустим, 10-летней давности, 5-летней, и видим, что каменные блоки разрушаются, тем более что камень этот имеет свойство слоиться и рассыпаться. Видите вот эти насыпи из мелких осколков - это результат работы ветра, который усиливается в этом ущелье. Этому сложно противостоять, это силы природы. Но есть другой разрушающий фактор - люди, которые растаскивают или портят камни. Территория эта никем не охраняется, и наказания никто не боится. Поверх древних рисунков порою можно увидеть современные надписи вроде «здесь был Вася». Некоторые сельчане разбирают бесценные камни для фундаментов. Любители истории берут камни, скажем, для школьных музейно-краеведческих экспозиций. А в последнее время, когда стало модным устраивать ландшафтный дизайн с древностями, то началось что-то невообразимое - подъезжают на КамАЗах, выпиливают целыми блоками с петроглифами и увозят к себе домой украшать участки!

- Но, может, это поможет хоть как-то сберечь древности - пусть даже в школьных музеях?

- Нет, это не решение проблемы. Петроглифы интересны тем, что они находятся именно в этом историческом месте. А если их перевозить в другое место, они уже теряют свою историческую значимость. «Черный загар» на карасайских камнях образовался в результате взаимодействия климатических условий, окиси марганца и железа, а также солнечной радиации. Если такой камень с древними изображениями поместить в закрытое пространство (музей ли это, или частный дом), и если камень будет находиться в неосвещенном пространстве, и на него не будут падать прямые солнечные лучи, то патина станет бледной и рисунок потеряется в цвете камня, то есть он станет безликим. Возле каждого скопления петроглифов, конечно, не поставишь охранников. Хотя надо, конечно, охранять и защищать. Петроглифы находятся в общедоступных местах, и каждый может приехать, посмотреть. Но не каждый понимает, какой это является ценностью. Людям, которые посещают такие места, надо знать, что это наследие прошлого, и к нему надо относиться бережно. Ни в коем случае нельзя оставлять надписи поверх наскальных изображений, или даже рядом. Это уже вредительство, вандализм по отношению к древним памятникам. С детских лет надо прививать бережное отношение к наследию предков.

- Изучаются ли сегодня наскальные рисунки Жамбылской области?

- Петроглифы выявляются, вносятся в перечень наскальных рисунков, эти данные публикуются в «Своде памятников Жамбылской области». Полноценного и всестороннего исследования наших петроглифов еще даже, можно сказать, и не было. Проводилось выборочное изучение А. Печерским, Э. Новгородовой, В. Урюпиным, А. Марьяшевым, В. Волобуевым, К. Байбосыновым, К. Байпаковым, А. Досымбаевой, А. Поповым и многими краеведами. Можно сказать, что петроглифы всё еще остаются «открытой книгой» для современных историков и археологов.

- Анна Валерьевна, расскажите, что же можно прочитать в «книге» ущелья Карасай?

- Эти наскальные рисунки являются возможностью заглянуть в древнейшую историю. Всё, что здесь изображено, показывает образ жизни древних людей. Изображены сцены охоты, какие животные обитали в этом регионе, какие птицы, змеи. Мы четко видим изображения волков, диких архаров, оленей с ветвистыми рогами, туров - это быки с огромными рогами. Изображены хищные животные семейства кошачьих - четко читаются контуры пантеры, льва, тигра. Поражает изображение животного, похожего то ли на носорога, то ли на бегемота.

То есть здесь когда-то обитало множество диких животных, которые  охотились на копытных, но сегодня не сохранились в этом ареале. Сегодня с уверенностью можно сказать, что четыре тысячи лет назад в окрестностях Тараза бегали львы и тигры, туры и олени, люди приручали диких верблюдов. Люди представлены здесь в виде охотников. Есть сцены, как человек ведет на привязи верблюда, сцены приручения, одомашнивания диких животных. Изображаются сцены охоты с палицами, луком - это одни из первых орудий труда и охоты. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления, для них жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы. Весеннее равноденствие, пахота, сбор урожая, окот скота, зима - и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Они и совершались в специальных святилищах, расположенных в горных ущельях, у священных родников и речек. Ущелье Карасай тысячи лет назад и было таким святилищем.

Могу отметить, что среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц - легких двухколесных охотничьих и боевых, запряженных лошадьми и верблюдами. У древних людей бытовал миф о небесной солнечной колеснице. Они считали, что на конных колесницах разъезжают по небу все высшие боги. К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками.

Значительную группу петроглифов составляют рисунки с характерными для этого времени сюжетами: парные фигуры мужчин с воздетыми кверху руками, воинов с палицами, быков. Изображен также домашний бык или тур. Можно говорить об определенных канонах в передаче фигур быков - это расширяющийся к голове корпус, бугор над лопатками, длинные рога. Эпохой бронзы датируются изображения танцев. Исследователи подразделяют их на ритуальные, связанные с культом плодородия, охотничьи и военные. Лошадей как домашних животных, люди начинали приучать с железного века, о чем свидетельствует наскальные рисунки этого времени. Лошадям древние художники уделяли особое внимание, тщательно выписывая их фигуру, ведь коня считали священным жертвенным животным. К раннему железному веку также относятся изображения козлов, оленей, пантер, волков, собак и кабанов. Многие из них аналогичны анималистическим сюжетам на предметах скифо-сакского прикладного искусства. Средневековые петроглифы немногочисленны в сравнении с более ранними по времени. Они представлены рисунками всадников со знаменами, битвой конного и пешего воинов, караваном верблюдов. Имеются изображения и родовой тамги. Всё, что человека когда-то окружало, он нанес на камни. Нам остается только увидеть и прочитать это послание из прошлого.

http://www.inform.kz/fotoarticles/20170715093947.jpg

***

Сегодня ущелье Карасай стало популярным местом для туристических посещений и школьных экскурсий. Сюда любят возить своих гостей жамбылские туристические фирмы. Школьников привозят посмотреть древности и провести наглядный урок краеведения. Благо, что ущелье находится вблизи Тараза, и добраться до него можно сначала на городском автобусе, а потом пару - другую километров пешим ходом совершить прогулку по гористой местности.

Жамбылские историки-краеведы озабочены судьбой карасайских петроглифов, утверждая, что если не предпринять срочных мер, то регион потеряет уникальные исторические ценности.

Судьба петроглифов небезразлична и подрастающему поколению. Вот какой проект на тему «Петроглифы - послания потомкам?» выполнил ученик гимназии №24 города Тараза Темирлан Сейсенбай под руководством своего учителя Ирины Леонидовны Корневой. Третьеклассник в своей работе поставил цели и задачи совершить экскурсию в местности Бота-Мойнак и Карасай, обратить внимание на сохранность петроглифов как объектов научных исследований, а также изучить материалы о петроглифах в областном краеведческом музее, запечатлеть увиденное изобразительными средствами и познакомить с выводами по своей работе всех заинтересованных лиц.

«Проведя исследование, - пишет Темирлан Сейсенбай, - я узнал, что «Карасай» в переводе с казахского языка означает «чёрное ущелье», так как камни почернели под воздействием солнечного загара. На черном фоне нанесенный рисунок выглядит ярко-белым и хорошо виден издали. Это хорошо знали древние художники, которые создали здесь своеобразный музей наскальных гравировок.

Интересно, что на скалах в Карасае среди изображений животных и людей можно встретить изображение странных существ полулюдей-полуживотных. Например, ниже пояса существо выглядит как животное, выше - как человек, но голова нарисована с птичьим клювом, руки же у этих существ непропорционально длинные. Карасайские наскальные рисунки являются своеобразным искусством древних народов, значительным пластом первобытной истории и культуры. Без их расшифровки некоторые страницы истории человечества не были бы прочитаны.

К сожалению, время не щадит петроглифы, сегодня в Карасайском ущелье осталось не более 500 изображений, а было более тысячи. И пока будет такое отношение к народному достоянию, к посланию, оставленному нам далекими предками, петроглифы со временем просто-напросто исчезнут. Петроглифы нуждаются в защите, сохранении и бережном отношении. Своими работами я хочу привлечь внимание к проблеме исчезновения памятников культуры и наследия.

Я верю, что петроглифы Жамбылской области внесут в туристическую карту нашей страны, и они будут находиться под защитой государства. Любить Родину нужно не словами, а делом. Когда каждый человек будет заботиться о чистоте своего дома, природе родного края и памяти предков, то Отчизна сможет гордиться своими детьми».

Свои мифологизированные представления о мире, окружающей действительности древний человек выражал в единственно доступной ему тогда форме - наскальными рисунками. Петроглифы Жамбылской области, находящиеся в Кордайских и Шу-Илийских горах, в ущельях Карасай, Бота-Мойнак, Акбулым, Чокпар, Котыр, Аксуек, Ой-Жайляу, Анырахай и многих других, ученые датируют, начиная со II тысячелетия до нашей эры и далее - средними веками нашей эры. Первые наскальные рисунки были выявлены в 1896 году археологической экспедицией Туркестанского общества любителей истории. В 2010 году проведена экспедиция Свода памятников ТОО «Археологическая экспертиза».

63

https://meduza.io/shapito/2017/07/18/ch … -illyuziya

Что будет, если воробей синхронизируется с камерой? Иллюзия!

Смотрите: воробей не машет крыльями, но почему-то парит в воздухе. Это — не монтаж и не чучело воробья на леске. То, что случилось с птицей, называется стробоскопическим эффектом. Скорость срабатывания затвора видеокамеры — 20 кадров в секунду; воробей взмахивал крыльями примерно с этой же скоростью. Из-за такой синхронизации кажется, будто его крылья неподвижны.
Вот оригинальное видео:

64

65

http://tass.ru/nauka/4460293

http://www.nv-online.info/images/cache/415x600/fit/images%7Ccms-image-000178262.jpg

На своем, на птичьем: почему животные "говорят" на разных диалектах

Бывает, что животные одного и того же вида в разных частях планеты "говорят" на несколько разных "языках": птички овсянки меняют окончания своих песен, волки подстраивают вой под соседей, а киты и вовсе исполняют строго индивидуальные коды.

Почему так получается ученым пока до конца непонятно — то ли это некая адаптация под внешние условия, то ли следствие физиологических причин, вызванных разными мутациями, то ли признаки куда более неуловимой для животного мира субстанции — культуры.

Появляется все больше свидетельств, что многообразные голоса животных — это не просто непроизвольные звуки, выдаваемые в ответ на раздражители, а вполне осмысленные сигналы. Например, мартышки-гриветы своими криками предупреждают о том, какого именно хищника они увидели. А вой волков, по словам канадского биолога Фарли Моуэта, может через всю тундру передать, где именно появился северный олень или человек.

Голоса животных для нас начинают постепенно складываться в слова и целые фразы, построенные по своим правилам, но если появляются "слова", "фразы" и "правила" то, значит, есть и "язык". А где "язык", там должны быть наречия, диалекты и вавилонская сумятица иноземной речи.

Во всяком случае, так показывает практика человека, а несколько примеров из жизни птиц, китов, волков и даже пчел только подтверждают эту мысль. Мечты о едином языке, кажется, несовместимы с просторами нашего мира.

Восток — Запад, версия птичья

Есть такая маленькая скромная птичка овсянка. Размером с воробья, но с длинным хвостом и ярко-желтыми перышками на груди и голове. Она очень симпатично поет: садится на вершину дерева, вся наклоняется вниз и как будто вбирает ноты, разлитые в воздухе, а потом поднимает клюв и выпускает сотканную мелодию туда — поближе к небу и солнцу.

Овсянка неприхотлива и почти повсеместно распространена в Европе, а также обитает в Средней Азии, на Кавказе и в Турции, и поэтому за ней удобно наблюдать натуралистам: первые систематические описания овсянок появились как минимум уже в XVIII веке в книге британского орнитолога Гилберта Уайта.

В начале XX века исследователи заметили, что песни овсянок заметно отличаются от региона к региону. Дальше ученые подвели под эти эмпирические наблюдения более строгую основу. Они показали, что песни овсянок разбиты на две непропорциональных части.

Первая из них (она гораздо продолжительней) включает до 20 слогов, в каждом из которых от одного до трех элементов (например, каждый слог может быть составлен из элементов вроде "зинь-зинь-циик"). При этом каждая птица знает сразу несколько таких мелодий, и говорить о каких-то диалектах здесь затруднительно.

Вторая часть песни овсянки гораздо короче и часто выдает место ее обитания. Это всего один слог из двух, иногда — трех элементов: такая короткая подпись птички под ее посланием, которая почти всегда совпадает у овсянок, обитающих неподалеку друг от друга, и отличается для популяций, разнесенных между собой на сотни и тысячи километров.

В 1985 году датский исследователь Поль Хансен (Poul Hansen) ввел строгую классификацию этих отличий, и с тех пор десятки ученых стали строить карты распространения диалектов овсянок по Европе, на которых намечалась общая тенденция: овсянки Западной и Восточной Европы, казалось, говорили на разных диалектах. Получалась птичья версия "железного занавеса", который у пернатых тоже проходил по территории Польши, Чехии и других восточноевропейских стран.

Однако метаисследование 2015 года показало, что такая интерпретация птичьих диалектов была ошибочна. Чешские ученые прошерстили все научные статьи о пении овсянок, добавили к ним записи с Youtube, а также из архивов Британской библиотеки и BBC (в сумме получилось 204 записи из 185 различных локаций).

В результате у них получилось, что диалекты западных и восточных птичек взаимопроникают друг в друга. Например, самый распространенный из них встречается сразу в 20 европейских странах — от Испании и Великобритании до России и Латвии.

Получившаяся карта с очагами разных диалектов больше всего напоминает лоскутное одеяло. Очаги самых распространенных диалектов разбросаны по всей территории Европы и не складываются в четкую закономерность: разные овсянки хоть и завершают песни немного по-разному, но к глобальному разделению мира на Восток и Запад это у них не приводит.

Отредактировано Canis (2017-08-09 15:05:54)

66

Аквалангист Крейг Капехарт снял редчайшее видео. На нем запечатлен 40-тонный горбатый кит, который полностью выпрыгнул из воды у юго-восточного побережья Южно-Африканской Республики

67

http://inosmi.ru/science/20170720/239861295.html

http://inosmi.ru/images/23986/12/239861206.jpg

Каким был бы мир без людей?

Наш читатель Сёрен Линд (Søren Lind) опечален тем, насколько негативное воздействие люди оказывают на Землю.

Мы повинны в перенаселении, загрязнении окружающей среды, истощении ресурсов и уничтожении природы.

Поэтому Сёрен часто размышляет о том, как бы выглядел мир, если бы нас не было. Вопрос настолько его заинтересовал, что он по электронной почте написал нам в раздел «Спроси Науку/Videnskaben»:

«Я часто размышляю, как удивительно мог бы выглядеть мир, если бы не было людей. Каково было бы высадиться на Землю, прибыв в космическом корабле, если бы нас никогда здесь не существовало?»

Чтобы ответить на гипотетический вопрос Сёрена об утопическом мире без людей — который мы назвали «Сёрентопия» — мы связались с двумя учеными, которые вместе могут дать нам представление о том, каким мог бы быть подобный мир.

Один из них, доктор наук, климатолог Датского метеорологического института Мартин Стендель (Martin Stendel) кое-что знает о том, как люди повлияли на атмосферу и климат Земли.

Другой, Йенс-Кристиан Свеннинг (Jens-Christian Svenning) — исследователь Фонда VILLUM и профессор факультета биологических наук Орхусского университета.

Йенс-Кристиан Свеннинг также ведет научно-исследовательский проект Центра Semper Arden при Фонде Карлсберга, посвященный основным видам животных и их взаимодействию с людьми.

Люди влияют на три сферы

Что касается животной и растительной жизни Земли, мир выглядел бы совсем иначе, рассказывает Йенс-Кристиан Свеннинг из Орхусского университета.

По словам ученого, люди сильно повлияли в первую очередь на три следующие сферы:

1. Во-первых, на Земле было бы гораздо больше видов, а плотность расселения крупных диких животных была бы гораздо выше, чем сегодня.

2. Во-вторых, на большинстве территорий было бы больше деревьев, чем мы видим сегодня.

3. И многие местности были бы гораздо более влажными, чем сейчас.

Планета была бы холоднее на градус

Прежде, чем мы продолжим с природой, давайте бросим взгляд на климат.Если мы рассмотрим влияние человека на климат с момента начала индустриализации 150 лет назад, рассказывает Мартин Стендель, мы обнаружим, что без нас средняя температура планеты была бы на один градус ниже, чем сегодня.

Это и обнаружит Сёрен, когда посадит свой космический корабль на Землю, где никогда не жили люди.

То есть, выбросами больших количеств CO2 в атмосферу люди подняли температуру на Земле примерно на один градус.

Содержание CO2 в атмосфере сейчас поднялось до почти 410 миллионных долей, а до индустриализации содержание CO2 в атмосфере равнялось примерно 280 миллионным долям — то есть, мы ответственны за то, что в атмосфере сейчас в два раза больше CO2, и это повышает температуру на планете.

http://inosmi.ru/images/23742/57/237425716.jpg

«Само собой, очень трудно сказать, как Земля выглядела бы без нас, потому что нам не с чем сравнивать. Но разница в один градус очень вероятна», — говорит Мартин Стендель.

Стало больше крайностей

В некоторых местах разница между климатом реального мира и климатом в Сёрентопии больше, чем в других.

«Климатические изменения в последние 150 лет сильнее нагрели атмосферу над сушей, чем над океанами, и сильнее в полярных районах, чем у экватора. Человеческое влияние на осадки не настолько очевидно, но, вообще говоря, сухие районы стали еще суше, а влажные — более влажными, и дождей там стало выпадать больше, чем снега, по сравнению с прошлым. Наконец, мы наблюдаем тенденцию, когда мощные явления, связанные с осадками, становятся еще мощнее», — объясняет Мартин Стендель.

Уровень моря был бы на полметра ниже

Кроме того, на планете Сёрена ближе к полюсам будет больше льда, чем в нашем мире, где доминирует человек.

Глобальные климатические изменения приводят к тому, что лед тает, так что если в Утопии Сёрена не существует людей, значит, там больше льда. Уровень мирового океана — примерно на полметра ниже.

Основная причина состоит в том, что глобальное потепление на один градус приводит к увеличению объема воды в мировом океане, так что уровень морей поднимается.

Следствия таяния ледовых масс в Гренландии и Антарктиде будут, по мнению Мартина Стенделя, играть большую роль в будущем, но пока это не основной фактор, приводящий к повышению уровня моря.

Мы могли повлиять на силы природы

По словам Мартина Стенделя, не исключено, что люди по факту настолько изменили Землю, что нарушили некоторые фундаментальные силы природы, которые в мире без людей по-прежнему оставались бы в игре.

Некоторые из них называются циклами Миланковича и определяют, вступает ли Земля в ледниковый период или нет.

Циклы Миланковича описывают изменения в наклоне оси Земли (цикл в 41 тысяч лет), «раскачивание» оси ее вращения (цикл от 19 до 24 тысяч лет), изменения формы орбиты Земли (цикл в 100 тысяч лет) и их совместное влияние на поступающее излучение Солнца.

Совпадение их максимальных значений может стать началом ледникового периода.

Это может произойти, если оба угла наклона оси и расстояние от Земли до Солнца станут настолько велики, что лед на полюсах перестанет таять летом и начнет разрастаться, создавая большой ледниковый щит, который движется из полярных областей в сторону экваториальных широт.

Это случалось несколько раз за историю Земли с промежутками примерно в 100 тысяч лет.

Ледниковых периодов может больше не быть

Однако есть вероятность, что ледниковые периоды ушли в прошлое, так как люди вывели действие циклов Миланковича из игры, выбрасывая в атмосферу большое количество CO2.

Другими словами, в будущем в полярных районах просто не будет достаточно холодно, чтобы запустился процесс ледникового периода, даже если астрономические условия и будут ему соответствовать.

«Конечно, это не то изменение, которое мы наблюдаем здесь и сейчас, но в связи с циклами Миланковича мы могли быть на пути к ледниковому периоду, чего не произойдет из-за нас, людей. Учитывая, что типичный ледниковый период длится 100 тысяч лет, а типичный теплый период — от 10 до 20 тысяч, легко представить себе, что если бы людей не существовало, мы уже скоро оказались бы в очередном ледниковом периоде — не позднее, чем через пару десятков тысяч лет», — говорит Мартин Стендель.

Везде вода

Но вернемся к природе. Можно сразу перейти к делу и представить, что Сёрен в безлюдном мире приземляется где-нибудь в районе датского Роскилле. Что он там увидит?

По словам Йенса-Кристиана Свеннинга, в первую очередь велик шанс того, что при выходе из космического корабля Сёрен промочит ноги, так что сначала ему лучше высунуться и посмотреть вниз.

Мы приручили мировые воды, и это одна из вещей, очень сильно изменивших мир.

Мы осушали землю, строили плотины, перенаправляли течения, ликвидировали болота и так далее, и на месте заболоченных территорий возникали населенные пункты или поля.

http://inosmi.ru/images/23985/95/239859522.jpg

Если нас в Сёрентопии нет, значит, поверхность Земли осталась неизменной, и многое тут выглядит совсем по-другому.

«Дания вся дренирована. Мы даже леса осушали. Поэтому в мире без людей тут было бы намного больше воды, больше, чем мы можем себе представить. Большая часть Дании была бы болотом, с множеством извилистых рек, которые разливались бы во время дождей», — рассказывает Йенс-Кристиан Свеннинг.

Дания покрыта дикими лесами и саваннами

Когда Сёрен, стоя по щиколотку в болоте, в шоке поднимет взгляд, он увидит пейзаж, который сразу же узнает.

Во всяком случае, он увидит пологие холмы, характерные для датского ландшафта, хотя на этом сходство, пожалуй, и закончится.

В первую очередь внимание Сёрена привлекут деревья.

Здесь мы имеем в виду не только количество деревьев, но и их размер. Если начать с количества, то становится ясно, что в Сёрентопии большая часть Дании покрыта дикими лесами. В современной Дании деревья уступили место полям и городам, так что у нас осталось лишь несколько процентов изначального ландшафта.

Но в мире без людей в одних местах леса — высокие и темные, а в других — густые и заросшие кустарниками, превращающими подлесок в непроходимую зеленую стену. И лишь часть местности — открытая, светлая и немного напоминает то, что вы привыкли видеть в парке Дирехавсбаккен к северу от Копенгагена.

Это сочетание различных типов местности с варьирующимся количеством деревьев и кустов, разбросанных по земле, словно лоскутное одеяло.

Деревья были бы больше

Однако челюсть у Сёрена отвисла бы не только из-за густоты и обширности леса.

Он тут же заметит, что многие деревья больше любых из тех, которые он когда-либо видел.

Огромные дубы и липы устремляются высоко в небо, так что нужно сильно запрокинуть голову, чтобы увидеть их верхушки.

Причина не в том, что в Сёрентопии деревья растут быстрее или выше, а лишь в том, что мы, люди, тысячелетиями вырубаем деревья, как только они становятся достаточно велики, чтобы сгодиться в качестве строительного материала.

Так что нет необходимости слишком далеко возвращаться в прошлое, чтобы найти деревья, которые превосходят все те, что у нас остались на сегодняшний день.

http://inosmi.ru/images/23985/96/239859685.jpg

«Больших деревьев нет уже настолько давно, что мы совершенно забыли, что они бывают такими огромными. Но если, например, изучить некоторые деревья, из которых строились церкви викингов, оказывается, что они были намного больше, чем те, что мы обычно видим в Скандинавии сегодня», — объясняет Йенс-Кристиан Свеннинг.

Львы в датской саванне

Если мы предполагаем, что Сёрен находится в напоминающей саванну местности, значит, возможно, перед его глазами посреди саванны свободно и величественно возвышаются огромные дубы.

Внезапно у Сёрена перехватывает дыхание, когда он видит, кто именно бегает среди деревьев.

Сейчас в Дании осталось не так много крупных животных, но в действительности здесь была их естественная среда обитания. Просто люди их уничтожили.

Под деревьями в Сёрентопии пасутся слоны, олени, зубры и носороги, а бизоны и дикие лошади свободно скачут по саванне.

На ветвях дубов дремлют леопарды, а львы и волки дерутся за убитую добычу немного поодаль.

Медведи и рыси скрываются во мраке лесов.

«Главная разница между нашим миром и миром без людей — существование гораздо большего числа крупных животных, чем мы имеем на сегодняшний день. В Дании была бы такая же фауна, как в Йеллоустоне или некоторых больших африканских национальных парках», — рассказывает Йенс-Кристиан Свеннинг.

Крупные животные повсюду

Не только само присутствие крупных животных изумляет Сёрена. Поразительно также их количество.

http://inosmi.ru/images/23985/98/239859869.jpg

На самом деле, Йенс-Кристиан Свеннинг даже провел исследование, в котором он подсчитал, сколько крупных животных было в прошлом, до того, как люди их всех уничтожили.

Свеннинг с коллегами изучили места обитания жуков, которые жили за счет фекалий крупных травоядных.

Ученые обнаружили, что в последний межледниковый период примерно 120 тысяч лет назад плотность обитания крупных травоядных животных соответствовала показателю минимум 2,5 животного размером с корову на гектар (один гектар равен 100 квадратным метрам).

«Это очень много животных, которые сильно влияют на растительность. Самая большая плотность наблюдалась вблизи воды, как мы это видим у рек и озер в африканской саванне», — сказал Йенс-Кристиан Свеннинг.

Воздух кишел бы гигантскими насекомыми

Захваченный зрелищем больших животных, Сёрен не замечает, что его пожирают комары, а по ноге его ползет гигантский жук-олень.

Потому что в Сёрентопии — множество не только крупных животных. Мелких насекомых гораздо больше, причем многие из них достигают размеров, которые Сёрену могут не понравиться.

Люди оказали значительное негативное влияние на количество насекомых на Земле, особенно на крупных. Многие насекомые в последние десятилетия вообще исчезли. Это произошло, потому что мы используем пестициды в больших объемах, а также уничтожили естественную среду обитания многих насекомых.

Так, например, многие насекомые живут за счет падали или в больших поваленных деревьях, а ни того, ни другого в современной Дании почти не осталось.

«Действительно, количество насекомых резко снизилось. Говорят о феномене лобового стекла. Многие люди помнят, что в 70-х годах по датским дорогам нельзя было проехать без того, чтобы лобовое стекло не стало скользким от насекомых. Сейчас это уже не так: насекомые исчезают. В особенности крупные насекомые, такие как бабочки или жуки, уже давно не в том количестве, что раньше. А в мире без людей их было бы гораздо больше», — говорит Йенс-Кристиан Свеннинг.

Моря кишели бы рыбой и китами

Множество насекомых скоро начинают досаждать Сёрену, и он бежит на побережье, чтобы спастись от них.

Здесь он обнаруживает, что вид внутренних вод Дании сильно отличается от того, как они выглядят в мире людей.

По словам Йенса-Кристиана Свеннинга, мы можем сравнить внутренние воды Сёрентопии с тем, как датские воды выглядели от нескольких сот до нескольких тысяч лет назад.

Моря изобилуют рыбой, в них резвятся стаи крупных млекопитающих вроде тюленей, касаток и других китообразных.

http://inosmi.ru/images/23986/07/239860705.jpg

Масса рыбы в Сёрентопии создает пищевую базу для множества птиц, которых сейчас тоже осталось не так много.

По словам Йенса-Кристиана Свеннинга, в Сёрентопии полно, например, пеликанов, бакланов (пингвинов севера), там гнездится множество бескрылых гагарок.

«Там будет такое изобилие морской жизни, какого мы даже и представить себе не можем. Еще во времена моих прапрадедов в районе Скьерне, как сообщалось, ели лосося не менее трех раз в неделю, такое там было изобилие. Именно это и есть естественное состояние жизни в морях вокруг Дании, а не то, что мы имеем сейчас», — рассказывает Йенс-Кристиан Свеннинг.

Гигантские животные правили бы миром

Если мы осмотрим весь мир этой безлюдной Утопии, мы увидим примерно то же, что и в Дании.

На таких континентах, как Австралия, Южная и Северная Америка, где в нашем мире сейчас не так много видов диких крупных животных, полным-полно разнообразных гигантов.

Австралия в Сёрентопии — дом исполинских кенгуру, огромных вомбатов, колоссальных черепах, громадных варанов и гигантских нелетающих птиц.

«В Австралии существование множества крупных животных сильно изменило бы состояние растительности в некоторых частях континента. Сегодня страна страдает от обширных пожаров, которые возникают из-за сухой растительности. Но если бы здесь жили большие животные, в некоторых районах они бы ее почти уничтожали, так что осталось бы мало того, что может гореть. И ландшафт выглядел бы совершенно по-другому», — объясняет Йенс-Кристиан Свеннинг.

То же самое касается Южной и Северной Америк, которые, например, были бы домом для множества лошадей, верблюдов, бизонов и диких свиней, а также для миллионов гигантских ленивцев, некоторые из которых могли бы достигать размеров слона.

Слоны тоже обитали бы в этой безлюдной Америке, и в амазонских лесах на деревьях жило бы множество больших обезьян, а также мохнатых пауков, которые сейчас во многих местах исчезли.

Как люди уничтожили крупных животных

То, что крупных животных нет ни в Австралии, ни на большинстве других континентов, связано с таким феноменом, как дефаунизация, — то есть исчезновение фауны.

По словам Йенса-Кристиана Свеннинга, нужно не так уж много людей, чтобы на территории полностью исчезли крупные животные.

Основная причина — в том, что в обычных условиях большие животные размножаются не так уж быстро.

В мире без людей им это и не нужно, ведь у них не слишком много естественных врагов, но в нашем мире им не выжить. Здесь большинству крупных видов животных не удается производить потомство с той же скоростью, с какой люди их убивают.

В результате в сегодняшнем мире многих видов уже не существует, в отличие от Сёрентопии.

Острова были бы более уникальными

Последнее место, где Сёрен увидит заметную разницу между реальным миром и Сёрентопией, — это острова по всему миру.

Люди оказали значительно влияние на островную фауну, перевозя всевозможных животных с одного острова на другой. Сейчас животная жизнь на островах не так уникальна, как могла бы быть.

http://inosmi.ru/images/23986/02/239860205.jpg

Если мы представим себе, что людей никогда не существовало, то изолированные острова вроде Майорки или Канар, по словам Йенса-Кристиана Свеннинга, больше походили бы на Галапагосы.

«Часто на островах встречаются более крупные версии маленьких животных и более мелкие — крупных. То есть, мы могли бы на многих островах мира увидеть, например, карликовых слонов и гигантских черепах. Там же обитало бы множество разных нелетающих птиц, и на каждом острове были бы какие-то свои, совершенно уникальные животные», — говорит Йенс-Кристиан Свеннинг.

68

https://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/2 … ogo-losya/

В Швеции нашли абсолютно белого лося

Один шведский лось недавно стал знаменитостью — просто потому, что он полностью белый! Животное сняли на видео в лене Вермланд на юго-западе Швеции.

Член муниципального совета Ганс Нильссон три года пытался запечатлеть редкого лося. И наконец ему это удалось! Швед сделал видео, когда сохатый переходил через мелкую лесную реку. Шкура лося полностью белая, и даже рога сияют белизной.
Несмотря на абсолютно белую окраску лося, он не страдает альбинизмом — потерей пигментации. У альбиносов — и животных, и людей — светлые или розоватые глаза. Лоси с ярко-белым мехом чаще всего получают цвет от рецессивного гена. Еще чаще животные бывают белыми с коричневыми пятнами — пегими.
Хотя люди не часто видят белых лосей по сравнению с их коричневыми сородичами, ролики с такими животными появлялись в Сети и раньше.

В конце июня двух белых лосей сняли на видео в Норвегии. Из ролика непонятно, были ли лоси альбиносами или пегими.

Джоран Эрикссон — специалист по лосям из Шведского сельскохозяйственного университета. Он говорит, что белых лосей становится все больше. Согласно данным, имеющимся у Эрикссона, лоси в Скандинавии почти не сталкиваются с хищниками, за исключением людей.
«Охотники решили не убивать лосей светлого цвета», — говорит Эрикссон. Другими словами, так как белых животных защищают, рецессивный ген передается и лосей-призраков становится все больше. «Это как выведение породы собак», — объясняет Эрикссон.
Белых лосей также наблюдали на Аляске и в Канаде. Канадским охотникам запрещено убивать лося, если он белый более чем на 50 %.

69

http://ryazpressa.ru/фотоловушки-в-окском-заповеднике-зас/

Фотоловушки в Окском заповеднике засняли лисью семью и енотовидную собаку

Сотрудники Окского заповедника после значительного перерыва возобновили наблюдение за млекопитающими, живущими в норах.

В июне несколько фотоловушек разместили в барсучьих городках — известно, что эти животные устаивают самые качественные и аккуратные норы со множеством выходов. Такое жилье часто привлекает и других животных, в этот раз – лис и енотовидных собак.

Один из барсучих городков заняла лисья семья. Как отмечают зоологи, она отличилась особенно: все пространство вокруг норы было усеяно костями, куриными перьями и полиэтиленовыми пакетами. Обнаружилась даже голова козленка.

    – Очевидно, заповедные лисы не чуждались визитов в деревню, – отмечается в сообщении Окского биосферного заповедника в соцсетях.

Фотоловушку разместили днем 10 июня, уже в пять вечера она сработала на движение: в кадре появился блуждающий лисенок. Два часа он бегал вокруг норы, лазал по упавшим стволам, играл шишками.

Вечером из норы появилась взрослая лисица – она обнюхала следы и поняла, что к норе приходил человек. На следующий день у городка лис уже не было.

Через шесть дней фотоловушка снова «засекла» лисью семью. Лисы были проходом – вероятно, «переехали» в другую нору.

Два раза к городку приходила енотовидная собака.

    – Возможно, присматривала жилье на зиму, – пояснили в Окском биосферном заповеднике. – Норы нужны енотовидкам только для выведения щенков и зимнего сна.

70

http://flashnord.com/news/medvedica-i-t … kom-pomore

Медведица и трое медвежат попали в фотоловушку в «Онежском Поморье»

Медведица и трое медвежат попали в фотоловушку в национальном парке «Онежское Поморье» (Архангельская область). Об этом FlashNord сообщил пресс-секретарь ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Виталий Барашков.

По словам специалистов, в связи с высокой численностью этих животных в Онежском Поморье, высока вероятность встретить их лично, что может принести серьезные неприятности.

«Самка легко вступает в конфликты, но преимущественно с одной целью — отогнать угрозу от детенышей. Прогоняются с трудом и требуют очень осторожного обращения. Здесь главное — не убегать, иначе у зверя сработает инстинкт преследования. Если убедить медведицу в том, что вы не желаете медвежатам ничего плохого, если не лезете к ним обниматься и делать селфи, не встаете между самкой и ее детенышами, отгоняете собак и потихоньку отступаете назад, очень много шансов, что останетесь невредимыми», - прокомментировал главный редактор «Русского охотничьего журнала» Михаил Кречмар.

Кроме медведей в фотоловушки попали лисица, волк и лось.


Вы здесь » Пробуждение » Прочее » Животные :-)