«Все врут календари»
Действительно, зачем сковывать себя оковами канона и оглядываться на Сильм? Долой догматы! Да здравствует исторический подход! И под лупу нашего пристального внимания, не затуманенного ныне ложью и ошибками тенденциозных летописцев, попал величайший из эльдар, изобретатель письменности, Сильмарилей, Палантиров, великий лингвист, отличавшийся неукротимым характером, Куруфинвэ Феанаро, больше известный под именем Феанор.
Итак, рассмотрим эту фигуру попристальней. Вам не кажется, что многое в его биографии довольно странно? Вот например, почему столь многие изобретения приписываются именно Феанору? Самый удобный и наиболее распространенный алфавит – Феанор, чудесные камни Сильмарили, величайшее творение эльфов – Феанор, Палантиры (видеокамера и устройство для мысленной связи в одном лице) – опять Феанор! Еще какое-то чудесное оружие, хранившееся в оружейных Тингола – тоже приписывается Феанору, причем летописец выделяет его из прочего оружия, видимо, не отличавшегося столь высоким качеством! А что говорить о поразительном утверждении – якобы буквально за несколько дней Феанор умудрился выучить синдарин! При том, что обстановка как-то не располагала к изучению языков – совсем незадолго до этого Огненный Дух умудрился сжечь корабли вместе с собственным младшим отпрыском, а весьма в скором времени после этого прискорбного события на нолдор напали злобные орки и балроги, увы, погубившие столь неординарную личность… И даже теорию о связи синдарина и квэнья не дали дописать, сволочи! Нехорошо…
В общем, вы верите, что в таких условиях можно выучить язык? Как-то сомнительно… Я уж молчу о том, что убитый горем отец (только что потерявший и собственного отца, кстати), вряд ли мог думать о лингвистике…
Пойдем дальше, или точнее говоря, ближе, рассмотрим другие, более ранние, но считающиеся несомненными достижения Феанора.
Алфавит
Хоть и называют тэнгвар «феаноровыми буквами», но многие как-то забывают, что саму письменность придумал Румиль. Феанор лишь улучшил ее. И, увы, мы не можем сравнить два этих алфавита, чтобы увидеть изменения. А может, Феанор всего лишь приделал пару хвостиков к буквам – и все? А потом кричал на каждом перекрестке, что в этом виде алфавит гораздо лучше и удобнее. Все мы знаем, что главное – не объективная ценность изобретения или произведения искусства, главное – пиар и реклама. У кого пиар лучше – тот и останется в памяти потомков, а об изобретении другого не будут знать даже соседи по лестничной клетке. В общем, забив наглостью (которой у него хватало на десятерых обычных эльфов) и криком бедного Румиля, именно Феанор остался в памяти, как изобретатель алфавита, а о Румиле помнят лишь изъеденные молью книжки, которых все равно никто не слушает.
Сильмарили
Тут, казалось бы, подвергнуть сомнению авторство Феанора нельзя. Все знают, что именно он сделал Сильмарили. Ага, в том-то вся и штука! Именно, что «все знают». А если «все знают», то значит, «не знает никто»! Итак, что же мы знаем из летописей об истории создания Сильмарилей? Сначала Феанор трижды просит у Галадриэли локон ее волос, в которых, как считалось, смешался свет Дерев. Зная, что произошло потом, все говорят: «Ага, вот тогда-то он и задумал сделать драгоценные камни, в которых смешался свет Дерев! И локон ему был нужен, чтобы» Но разве Феанор говорил хоть кому-то об этом? Нет! Может, он вообще, не для этого локон просил. Может, он в Галадриэль влюбился.
Теперь дальше. Феанор уходит неведомо куда и там «в тайне», один, делает Сильмарили. Потом появляется уже с готовыми камнями. Интересно, а кто-нибудь видел, как он их делал? Или может, кто-нибудь знает, хотя бы в общих чертах технологию изготовления? Нет! Никто не видел, никто не знает. А Феанор при вопросах напускает на себя таинственный вид и загадочно улыбается. А что происходит дальше? После кражи Сильмарилей Феанор ведет себя чрезвычайно странно. Я имею в виду – чрезвычайно странно для того, кто что-то сделал своими руками. Вот скажите, что вы делаете, если по неловкости разобьете или разорвете собственное изделие? Нет, что вы скажете, я знаю, не надо здесь повторять эти выражения! Но потом возьмете себя в руки и начнете делать второй экземпляр. По себе знаю, что обычно он получается лучше первого. А что делает Феанор? За неимением эльфийских матерных выражений он попросту проклинает вора и дает какую-то излишне всеобъемлющую клятву. Потом бежит за вором в погоню, даже не попытавшись сделать еще один экземпляр! У него не было больше Света Дерев, скажете Вы? Ха-ха, не смешите мои тапочки! Когда что-то делаешь, обязательно остается лишний материал. Вот и Свет Дерев у него должен был остаться, раз уж он научился его улавливать. Потом еще один подозрительный момент. Он утверждает, что якобы не может разбить Сильмариль! Это как же он изобретал вещество оболочки Камней, если не знает, чем его можно уничтожить? Как же он обрабатывал поверхность Сильмарилей? Либо Феанор нагло лжет, либо…
Либо он не делал Сильмарили. Откуда же они взялись? Да может это естественное образование – ведь образуются же драгоценные камни в недрах земли! Валинор весьма долго освещался Древами – может быть, и драгоценные камни научились впитывать этот свет. И Сильмарили – это просто обычные алмазы, впитавшие в себя свет Дерев, а Феанор их попросту нашел. А потом распустил слух, что именно он их изготовил.
Второй вариант – Сильмарили, действительно, рукотворные камни, да только сделал их не Феанор. А кто же это был и куда он подевался? Ну, об этом надо спросить Феанора…
Палантиры
Ну, тут уж и вовсе дело темное. Откуда мы знаем, что Феанор изготовил Палантиры? Ах, Гэндальф сказал… Причем сказал так «возможно, их сделал сам Феанор». «Возможно»! А, возможно, и не он. А если он делал, то почему Палантиры не появились в Средиземье в Первой Эпохе? Да чтобы Феанор не взял с собой столь полезные для ведения войны предметы?! Да что он, совсем дурак? Может, он и безумный, но не такой дурак. Значит, Палантиров в Века Дерев еще не было и, значит, изготовил их не Феанор.
Оружие
Тут вообще темный лес. Ну, почему, скажите мне, не появляется в хрониках ни одного чудесного меча, сделанного Феанором? Даже его сын носит какой-то гномий кинжал. А все «именные» мечи и другое оружие, появляющееся в летописях, сделано либо гномами, либо гондолинцами. Разве что Рингиль сделан в Валиноре, но явно не Феанором. В общем, и тут ничего выдающегося.
И приходим мы к неутешительному выводу. НИ ОДНОГО достоверно принадлежащего одному Феанору изделия в хрониках не появляется. Наверное, Феанор играет в летописях роль «культурного героя», который все изобрел. Достоверно ничего не известно, а в хрониках уже записано, что Феанор – величайший мастер! Поэтому все выдающееся автоматически приписывается Феанору. Надо полагать, Келебримбор этому поспособствовал. А истина, увы, не здесь…
Отношения Феанора с Мелькором
О, и тут внимательному взгляду, не затуманенному каноном, открывается много интересного. Якобы утверждается, что Феанор никогда не разговаривал с Мелькором, не говоря уже о дружеских отношениях. Тем не менее, в других вариантах летописи проскакивает фраза о «дружбе» (!) Феанора с Мелькором, и об их тайных встречах в Форменос. Да еще эта чрезвычайно странная сцена, когда Феанор прогоняет «могущественнейшего обитателя Эа» от своих ворот и Мелькор покорно уходит! Не-ет, все было не так, как написано в Сильме, совсем не так…
Итак, чего хочет Феанор? Феанор хочет власти и хочет быть свободным от опеки Валар. Хочет править обширными землями в Средиземье. Вроде бы тут нет ничего невозможного нет – бери своих подданных да иди правь… Но не тут-то было! Во-первых, есть еще король Финвэ, законный правитель всех нолдор. Во-вторых, сами эльфы не очень-то желают идти в Сирые Земли. И, в третьих, есть еще Валар, которые, чего доброго, потащатся за подопечными в Средиземье и там опять будут донимать своими советами. И тут Феанору подворачивается Мелькор, которому тоже смертельно хочется покинуть Валинор, сделав перед этим как можно больше гадостей остальным Валар. И они находят общий язык! Договариваются они о следующем:
1) Для начала сделать вид, что являются смертельными врагами. Для этого Мелькор открыто является в Форменос, а Феанор его картинно прогоняет. Мелькор, якобы испугавшись, уходит. Все, теперь никто не поверит, что они могут о чем-то договориться! Воображаю, как они хохотали при своих тайных встречах, вспоминая перепуганные лица дружинников, наблюдавших эту сцену!
2) Убрать Финвэ и одновременно дать повод Феанору уйти в Средиземье. О, задача была решена чрезвычайно изящно! Знаю, что любящий отец отличается храбростью и ни за что не отступит перед Мелькором, Феанор предлагает прийти в Форменос Мелькору, когда там будет один Финвэ без Феанора, при этом намекая, что горе его от утери отца будет лишь показным… Финвэ устранен и целых два повода для ухода в Средиземье (Сильмарили и месть за отца) у Феанора уже есть. Единственное, что он не рассчитал – это то, что слишком многие пойдут не за ним, а за Финголфином. Это был для Феанора бо-о-льшой сюрприз!
3) И наконец – отвадить Валар от Средиземья вообще и от нолдор в частности. Надо сделать что-то такое, что отвратило бы их от нолдор… «Убийство родичей» - прекрасная идея! К тому же будут добыты нужные для похода корабли. Нет, Феанору не нужны были сами тэлери и не нужно было согласие Ольвэ. Кстати, а разговаривали-то, они вероятно, наедине… И кто знает, что там Ольвэ сказал… Может и совсем не то, что попало в Сильмариллион… В общем, задача ухода в Средиземье без Валар была решена так же мастерски. Валар не могут поддерживать родичеубийц.
А что же Сильмарили, спросите вы? Как же Феанор допустил, чтобы они попали к Морготу? Думаю, у них была договоренность, что Мелькор отдаст Камни обратно, либо все три, либо, по меньшей мере, два, один оставив как плату за помощь… Но Отец Лжи обманул Огненного Духа… Он решил прикарманить все три камушка, а Феанора убить, чтобы не мешал… В Средиземье должен остаться только один властелин. Наверное, Феанор чрезвычайно удивился, когда войско Моргота напало на него в Эндоре. И поскакал он к Ангбанду не для того, чтобы убить Моргота, а чтобы поговорить… Но встречи с духами огня не по имени, а по сути, он не пережил. И показная Клятва стала настоящей. А Моргот довольно потирал руки…