http://alternathistory.com/voennaya-magiya-sredizemya/
Военная магия Средиземья
Обдумывая возможности военной магии, я вначале предполагал, что магия будет играть роль аналога техники современного мира. Но изучение Средиземья позволило предложить и другие варианты.
Самым простым вариантом использования магии является понимание ее как полного аналога техники.
То есть сначала мы имеем некие орудия, которые позволяют усилить физические возможности человека, например меч значительно улучшает возможность воина нанести удар, праща- возможность кинуть камень т.д..
Затем появляются механизмы, в первую очередь огнестрельное оружие, значительно усиливающее способности человека, во многом заменяющие его физические действия, но требующие его направляющих действий, например ружья, пушки и т.д.
Здесь может идти речь о создании тех самых заклинаний, примеры которых мы видим в ДНД. При этом следует предположить, что нередко наиболее эффективным является не прямое использование магии в бою, а создание разнообразных артефактов (свитков, жезлов), защитных и нападающих, что позволяет намного более эффектно использовать магов как создателей оружия, которым можно вооружить других воинов.
Следовательно, как и в войнах двадцатого века, резко возрастает роль войск, имеющих специальную подготовку, дающих им возможность использования достаточно сложных магических артефактов. И/или преобразованных воинов.
В результате вполне вероятно возникновение некоего магического аналога танков (в роли которых может выступать своеобразная рыцарская кавалерия), и авиации
(то же самое, но воздушная, будь то грифоны, ковры самолеты, грифоны и т.д.).
Вполне вероятно, что за счет магии усилится и мобильность этих элитных войск (особые средства передвижения сначала по земле, потом по воздуху, возможно телепортация).
Мобильность позволит сократить численность этих войск, взамен максимально увеличив их вооружение.
Вполне вероятно появление площадной магии, скорее всего требующей серьезных усилий (аналог артиллерии и бомбардировочной авиации).
Вообще можно предположить что маги займут роль артиллерии и авиации, то есть весьма эффективного, но требующего значительной охраны рода войск.
Скорее всего магия сыграет большую роль в таких сферах как связь и разведка, значительно облегчив решение проблем логистики (снабжения и переброски войск).
Высокая эффективность магов неизбежно вызовет и рост спецвойск, предназначенных для уничтожения магов противника и защиты своих, т.е. некоего аналога спецназа.
Так же эффективность магов как разрушителей скорее сделает намного менее эффективными высокие стены крепостей и замков, поскольку в армии осаждающих всегда будет намного больше магов, чем в гарнизонах различных крепостей.
Наличие воздушных войск так же снижает эффективность крепостей, которые намного проще обойти с воздуха.
С другой стороны вполне возможно что разнообразные заклинания и артефакты будут способны защитить стены крепостей.
Следующим этапом станет появление войск, основу которых составят некий аналог роботов, т.е. механизмов, способных действовать самостоятельно. Наиболее привычным для фентези аналогом являются многочисленные армии некромантов.
Таким образом в зависимости от развития магии мы можем говорить о том, что армия магического мира будет представлять собой некий аналог армий 12-16 вв., ядром которых будет мощные мобильные группировки магически экипированных воиной (кавалерии или воздушных войск), имеющих мощную поддержку в виде магов (аналог артиллерии) и вспомогательных отрядов (скорее всего пехоты), предназначенных для закрепления, добивания и т.д. А с усилением развития магии армия скорее всего будет приближаться к современным войскам.
С другой стороны не стоит забывать что магия вполне может пойти по совершенно другому пути развития, чем технология.
С этой точки зрения весьма интересным представляется использование магии в мире Рональда Толкиена.
Сразу следует отметить, что в отличие от большинства фентези- миров количество волшебников в Средиземье крайне невелико. Ни о каких «один волшебник на 1000 человек», магических лавках в каждом городе и прочем, привычном для основных сетингов ДнД, нечего и думать.Нет и массового использования заклинаний, большого количества магических изделий и т.д. Зато все волшебники Средиземья по настоящему сильные маги.
Поэтому весьма интересно, что могут эти волшебники в области военной магии.
Гендальф Серый- на первый взгляд, кроме потрясающего долголетия и обширных знаний, он мало что может предложить. В бою он обычно уповает на прекрасное владение мечом, а будучи прижат к стенке, демонстрирует умение немного использовать магию огня, но не более того.
С другой стороны, многие исследователи не раз отмечали его способности к манипулированию людьми, т.е. внушению. Пожалуй именно умение выявить в человеке лучшие, героические струны его души, заставить их проявиться, а возможно и предвиденье делает его действия пусть и не слишком яркими, но весьма эффективными.
Вспомним историю с Бильбо- казалось бы, зачем сплоченному родством отряду гномов хоббит?. Как специалист по тихому проникновению (говоря терминами ДНД вор) он явно не на высоте, что и показала история с троллями. Да и как специалиста по замкам, т.е. собственно говоря, взломщик, он никак себя не проявил, что естественно, учитывая его прошлое обычного обеспеченного обывателя Но именно хоббит (с помощью артефактного кольца) оказывается палочкой-выручалочкой для Торина и К, спасая их от пауков, эльфов, помогая Барду-лучнику убить дракона и т.д..
Можно предположить, что Гендальф явно имел некие способности к предвиденью, что и заставило его настоять на участии Бильбо. Это же предположение о предвиденье подтверждает следующий эпизод- обещая помощь защитникам Хельмовой Пади, он точно указывает срок и даже время, когда вернется с подкреплениями, хотя и не располагает информацией о местоположении Теодреда, готовности последнего простить дядю, наконец состоянии коней его отряда- факторов, каждый из которых способен повлиять на прибытие воинов последнего.
Таким образом умение манипулировать людьми и весьма развитая интуиция (Предвиденье) , позволяющая волшебнику находить нужных ему персонажей и ситуации- вот реальная основа могущества Гендальфа, позволяющая ему использовать для решения своих задач самые разные силы.
Следует отметить, что во многом теми же самыми умениями влиять на разумных, вероятно, обладает и Саурон, хотя в его случае мы видим использование самых темных сторон человеческой души, ее развращение. Заметим, что основу могущества Саурона составляет наследие его господина Мелькора (орки и т.д.), к которому он добавляет широкое использование совращенных им людей, включая и Сарумана.
А вместо предвиденья он по видимому использует некромантию, позволяющую ему использовать умерших (назгулов и т.д.).
Назгулы, как известно, так же обладают магическими способностями(возможно магией колец), не зря их лидера называют король-чародей. Боромир рассказывает, что в их присутствии их воинов охватывает особое воодушевление, а их противники, напротив, чувствуют значительный упадок сил. Говоря привычным нам языком, вновь речь идет о ментальной магии, позволяющей воздействовать как на союзников, так и на врагов.
Вообще кольца, насколько можно судить, позволяют их носителям ментально подчинять себе других, отсюда и невидимость которое дает кольцо всевластия (возможно страстное желание Смеагорла спрятаться от других привели к тому, что его Прелесть стало выполнять его постоянное желание. Но и сами открывают своего носителя для давления Саурона.
Еще один маг Средиземья, Саруман Белый, идет по другому пути, который возможно является повторением другого могучего мага- Мелькора.
Как известно, именно Мелькор пошел по пути создания новых расс и созданий- орки, гоблины, драконы, Шелоб.
По этому же пути идет Саруман, создавший новый народ, урукхай, обладающих улучшенными характеристиками по сравнению с обычными орками.
Другой известный нам вариант волшебства Средиземья представляет собой магия эльфов.
Во первых мы можем говорить о том, что в своих владениях они могут использовать силы природы. Так воды реки на границе Раздола уничтожает врагов эльфов (назгулов). (Возможно это является магией Элронда?)
Эльфы Трандуила могут избегать чужого внимания, исчезая в своих лесах, вероятно используя иллюзии.
Эльфийские плащи и лембасы (лепешки), которые эльфы не считают особой магией, так же весьма эффективны, причем идет о том, что эльфы очень серьезно усиливают природные свойства ткани и лепешек.
Так же следует отметить, что лориенских эльфов до времени не замечают не только Гимли и хобиты, но и опытные лесовики Арагорн и Леголас.
Т.е. эльфы Лориена способны маскироваться на весьма высоком уровне, возможно используя магию природы (аналогия с эльфами Лихолесья).
Таким образом эльфы демонстрируют массовое использование магии, использованной на усиление и копировании сил природы.
Особенно интересные способности к магии демонстрирует Галадриель. Она сообщает Фродо, что способна читать мысли Саурона. Более того, Лесная Владычица демонстрирует способности к Предвиденью и Дальновиденью, причем весьма точному. Так ее воины перехватывают хранителей в Лесу почти сразу после их входа в Лес, что позволяет говорить о том, что она предвидела время и место их появления.
Возвращаясь к Галадриэль, вспомним, что она сообщает о гибели Гендальфа.
Возможно, ее дальновиденье объясняется властью над растениями, которую она демонстрирует Сэму. Возможность использования их как шпионов делает осведомленность владычицы просто потрясающей.
Так же она открыто говорит о том, что способна читать мысли Саурона, касающиеся эльфов, и особо подчеркивает, что при этом способна укрывать свои мысли от него ( Саурон так же обладает такой способностью, но только используя Палантиры).
С другой стороны в сцене с кольцом Галадриэль демонстрирует возможности к достаточно точному предсказанию.
Таким образом наличие мага позволяет эльфам знать о планах противника в момент их появления, предвидеть будущее и варианты развития событий.
Т.е. иметь возможность предсказать события с высокой точностью, что позволяет им заранее сосредоточить и замаскировать свои отряды в месте появления противника, из засады расстреливать их и т.д.
Из магических персонажей можно вспомнить так же Беорна оборотня, обладающего возможностями как превращаться, так и управлять животными. Причем его животные обладают весьма интересными способностями, возможно даже повышенным интеллектом.
Таким образом, все известные волшебники Средиземья демонстрируют в первую очередь наличие серьезных ментальных способностей, позволяющих им влиять на других существ.
При этом они во многом идут не по пути прямого подчинения (кроме Саурона, хотя и о нем мы знаем со слов врагов), а скорее по пути внушения определенных идей и идеалов, которые позволяют им направлять действия своих вассалов и союзников.
Так же они обладают способностями к направленным преобразованиям последних, хотя это требует и серьезного времени.
В ряде случаев это дополняется способностями к предвиденью.
В этих условиях война в Средиземье внешне напоминает средневековые войны- воины вооружены холодным оружием, основу армий составляют дружины и ополчения.
Магия проявляется в двух вариантах- создание преобразованных с помощью магии существ (орки, тролли, назгулы). Причем чем быстрее волшебники могут собрать такие армии, тем больше их возможности.
И активном использовании ментальных технологий, позволяющих как влиять на различных существ. Впрочем, это все таки ближе к нашей реальности, где на воинов влияли различными призывами, пропогандой и т.д.
А так же умении Видеть (на расстоянии) и Предвидеть, т.е. магия играет роль средств космической разведки и шпионажа, а возможно и передачи информации.
Так же мы можем констатировать большую роль небольших, но отборных отрядов спецназначения (хранители кольца и т.д.).