Аданэдель написал(а):Я использовал слово "апологеты" в смысле "сторонники". Прошу прощения, если ошибся, но я думаю, что меня поняли и поняли правильно.
Бывает Мы все можем в чём-то ошибаться. Тем не менее, мировоззрение - штука очень тонкая (как Восток ) и... очень личная. Я полагаю, что споры на столь флеймоопасную тему лучше не затевать. Однако приемлю обмен мнениями. Никогда не помешает знать - какова мировоззренческая база собеседника.
Аданэдель написал(а):Кристофер включил в Сильмариллион наиболее завершенные и связные друг с другом кусочки.
Совершенно верно
Аданэдель написал(а):Но были и другие - такие, как Падение Гондолина. Это не значит, что эти другие были менее правдивы, чем опубликованные.
В опубликованном Сильме существует глава о падении Гондолина, а также отдельная глава, посвящённая истории Маэглина.
Однако Ваши последние слова вносят неясность. Я часто наблюдаю в дискуссиях на тему Толкина подобную чехарду, переходящую в банальный личностный междусобойчик. К сожалению.
Но есть хороший и вполне конструктивный подход к проблеме.
Во избежание бросания помидорами друг в дружку, дискутирующим сторонам до начала дискусии необходимо внести ясность по ключевым вопросам. А именно:
1. Выяснить в каком ракурсе будет рассматриваться вопрос. То есть - определиться с точкой отсчёта.
1) Вопрос может рассматриваться с точки зрения т.н. "исторического подхода", когда тексты Профессора рассматриваются как исторические документы. В этом случае ни один из текстов не может претендовать на абсолютную истинность. Ни опубликованный, ни черновой. При этом - письма Профессора имеют наименьшую ценность, так как отражают, главным образом, мнение ещё одного читателя этих хроник.
При историческом подходе надо просто выяснить - какие тексты (хроники) оппонент готов признать валидными. Если имеет место расхождение во мнении, наиболее разумным, на мой взгляд, будет взаимное соглашение, что ни один из текстов не может считаться абсолютно достоверным.
Особенно это важно на данном форуме, так как некоторые его участники апеллрируют, прежде всего, к собственным воспоминаниям.
2) Вопрос может рассматриваться с точки зрения литературоведческой, когда изучаются именно работы писателя, а не исторические хроники. Здесь также необходимо заранее оговаривать - какие именно его работы будут служить точкой отсчёта.
Я не случайно упомянула ранее принципы работы с текстами. У текстологов тоже существуют свои правила. В подобных исследованиях предпочтение обычно отдаётся наиболее поздним работам, когда речь идёт, например, о посмертной публикации сочинений писателя, ранее не публиковавшихся.
С Сильмариллионом особая история, так как его тексты должны были являться фундаментом к ВК и Хоббиту. Так случилось, что ВК и Хоббит опубликовались раньше и при жизни Толкина. Это законченные произведения, в которых Профессор уже ничего не хотел менять (об этом писал в письмах). Поэтому Кристофер ориентировался, в первую очередь, именно на эти работы отца. И именно поэтому, например, в корпус Сильмариллиона не вошла поздняя версия истории Келеборна и Галадириэли, как противоречащая тому, что написано в ВК.
Таким образом, получается, что и при литературоведческом подходе необходимо заранее оговаривать валидность источников для обеих дискутирующих сторон.
3) Подход к текстам Толкина может быть богословским. В этом случае опорой будут не столько тексты, сколько интенции писателя, имеющего определённые религиозные убеждения. Игнорировать их никак нельзя. При подобном подходе допустимо использование христианской богословской литературы, преимущественно - католической.
4) Подход может быть религиоведческим. В этом случае, обращение к богословским трудам и мировоззрению автора возможно, но не является определяющим. Так как в мифологии, изложенной Толкином, мы можем найти множество совпадений с другими религиозными системами.
5) Подход может быть психологическим, когда изучается восприятие текста читателем. И тут не помогут даже письма Профессора, поскольку написанный текст является художественным произведением, а не учебником математики. Формирование картины мира, описываемой автором, происходит при непосредственном участиии личности читателя. Другими словами - главным тут является то, что стоит вне текста и до текста; то, что является картиной мира самого читателя. Сюда входит его мировосприятие, мироощущение, мировоззрение, личный жизненный опыт, ценностные установки.
В этом случае, как мне кажется, стоит просто "обменяться имхами".
2. ИМХО
Если точки отсчёта у дискутирующих сторон полностью совпадают - дискуссия имеет смысл и будет конструктивна.
Если же точки отсчёта не совпадают - дискуссия бессмысленна и приведёт к флейму.
Аданэдель написал(а):Здесь играет роль не количество лет, а количество часов и страниц. Но если говорить о годах, то да, 10 лет в моем стаже есть. Это Вас устраивает?
Не совсем Поскольку я говорила именно о толкинистике, а не о прочтении произведений Профессора Эдак и я смогу заявить, что у меня в арсенале аж 20 лет знакомства с текстами Толкина. Но я же не заявляю, что знаю всё лучше всех, потому что это правда - не знаю.
Речь идёт именно об изучении текстов, штудировании черновиков, писем и дополнительных исследований. Я очень сомневаюсь, что у Вас была возможность изучать черновики и письма 10 лет назад.
Аданэдель написал(а):Просто иногда бывает лень искать цитаты, по три раза найденные до этого.
Примите маленький совет Заведите себе цитатничек. Я, во всяком случае, так и сделала. У меня есть отдельная папочка на рабочем столе, откуда я могу, при случае, достать нужную мне цитату. Также у меня есть отдельная папочка для сохранения страниц форумных дискуссий, где правильно приводилась та или иная цитата (т.е. - с указанием места, откуда взята, на языке оригинала или в переводе и с указанием, кто переводчик).
Оправдание "мне лень искать цитаты" - не только не является аргументом, но также может расцениваться оппонентом, как одно из проявлений неуважения.
Аданэдель написал(а):Anyway, я постараюсь снабдить Вас всеми требуемыми цитатами - завтра, на свежую голову. Хотя бы из уважения к Вашей вежливости, которая приятно меня удивила.
Спасибо
Обычно я всегда вежлива, хотя, конечно, могут и у меня проскочить какие-то слова, которые покажутся обидными.
Честно говоря, мне трудно понять, что на Вас нашло?
Вы всегда производили впечатление вполне здравомыслящей и уравновешенной личности, а тут что-то странное случилось. Да и в соседнем подфоруме - предложение - расстрелять аж 80% участников форума - повергло меня в состояние, близкое к шоку.
Отредактировано Лейли (2008-12-30 14:02:09)